Психологический комфорт для особых детей

В Российской Федерации 1,6 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, значительное их число — инвалиды. Обеспечение психологического комфорта таких малышей — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОО. От этого во многом зависят результативность деятельности в детском саду, сформированность у детей с ОВЗ знаний, умений и навыков, способствующих дальнейшей их успешности в школьном обучении, замечает Екатерина КАЛИНИНА, педагог-психолог детского сада № 15 «Ручеек» Сергача.

 

 

Среда определяет всё

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.

Среда, окружающая ребенка и непосредственно влияющая на его развитие, должна быть, прежде всего, безопасной для маленького человека, способствовать укреплению его здоровья, созданию комфортных условий для образования дошкольника на основе личностно ориентированной модели воспитания. Первоочередная задача — обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, развитие его индивидуальности, формирование знаний, умений и навыков не как самоцель, а как средство полноценного личностного развития.

От сердца к сердцу

В нашем детском саду был разработан краткосрочный проект по созданию психологиче­ского комфорта для детей с ОВЗ «От сердца к сердцу», целью которого является обеспечение психолого-педагогических условий для развития, воспитания, социальной адаптации особого ребенка в ДОО.

В ходе реализации проекта нами были решены следующие задачи:

обеспечено психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на основе адаптированной образовательной программы и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида;

он вовлечен в образовательный и воспитательный процессы;

развиваются его способности и творческий потенциал как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми, миром;

созданы условия для развития особого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;

обновлены образовательное пространство и развивающая предметно-пространственная среда, что способствует эффективной реализации проекта и обеспечению нового качества дошкольного образования;

материально-техническая база дополнена необходимым современным оборудованием, способствующим социализации ребенка с ОВЗ.

Участниками данного проекта являются ребенок и педагоги ДОО: заведующий детским садом, заместитель по воспитательной и методической работе, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.

Разнообразие в развитии

Для работы группы комбинированной направленности в нашей образовательной организации специально выделено помещение. В группе имеются центры развития. Обособлено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, кнопками, игры-шнуровки, мягкие книги-пазлы, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений (бизиборд «Домик», крупная мозаика, комплект Гига). Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Для развития познавательной активности детей используются дидактические материалы, включающие в себя иллюстративный материал, развивающие задания различной степени сложности, такие как «Фиолетовый лес» Воскобовича, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кьюзинера, разрезные картинки, разработана система дидактических игр по основным лексическим темам.

Для физического развития ребенка в группе имеются беговел, тренажеры, корригирующие дорожки.

Основная форма работы игра

В кабинете педагога-психолога также созданы все условия для развития детей с ОВЗ. Для сенсорного развития применяются настенный бизиборд «Рыбка», игровой набор «Звонок». Для развития мышления, восприятия, памяти, внимания, речи в индивидуальной работе с ребенком-инвалидом используются современная образовательная система «EduQust», «Дары Фребеля», диагностический набор Е.А. Стребелевой, диагностический комплект психолога (Н.Я. и М.М. Семаго), досочки Сегена и др.

Для снятия психологического напряжения есть пузырьковая панель, терапевтическое кресло «Куб», столы для работы с водой и песком, кинетический песок, «сухой душ», подушки-«антистресс», интерактивная песочница. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют повысить интерес детей к непосредственной образовательной деятельности. Педагогами созданы компьютерные презентации, также применяются интернет-ресурсы при разработке системы дидактических игр. Группа оснащена оборудованием: ноутбуком, принтером, интерактивной панелью «Алма», интерактивным кубом «Антошка», интерактивной песочницей.

Применение ИКТ в непосредственной образовательной деятельности помогло сделать ее эмоционально насыщенной, наиболее наглядной. Анализ показал, что познавательная мотивация у детей увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Территория счастья

Таким образом, в группе комбинированной направленности созданы условия для самостоятельного и активного действия детей в различных видах деятельности.

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как система деятельности всех специалистов, направленная на соз­дание условий для успешного развития каждого ребенка.

Современный детский сад — территория счастья и психологического благополучия всех детей, способных сосуществовать в коллективе сверстников; территория полезных дел, которые вместе с детьми (а не за детей) придумывают и реализуют взрослые; территория ответственности родителей за то, чтобы каждодневная жизнь их детей была интересной и насыщенной.

 

Школа № 9, октябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN