Социокультурная адаптация и интеграция детей мигрантов (инофонов)

В современном мире в связи с глобальными политическими и экономическими процессами актуальными являются проблемы миграции иностранных граждан в субъекты Российской Федерации. Полиэтническим регионам страны присуща неоднородность национального состава населения, в том числе несовершеннолетних граждан, подлежащих получению образования.

В 2012 году Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, в которой определены приоритетные задачи по адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между ними и принимающим сообществом, оказанию государством помощи в адаптации семьям мигрантов.

Основные трудности детей мигрантов связаны в первую очередь с языковой адаптацией: плохое знание или незнание русского языка влияет на общение со сверстниками, педагогами, другими взрослыми в учебной и внеурочной деятельности, в получении образования, в понимании культурных традиций других народов. Поэтому перед системой образования ставятся задачи по решению проблемы социокультурной адаптации и интеграции детей мигрантов (инофонов).

Данной актуальной проблеме и посвящен этот номер газеты, а открывает его Наталья ЯШИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО.

 

 

Нормативно-правовая база

В процессе реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года разработан комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования. Он утвержден министром просвещения РФ С.С. Кравцовым (письмо от 18 апреля 2022 г. № СК-298/07), министром науки и высшего образования РФ В.Н. Фальковым (письмо от 18 апреля 2022 г. № НН-11/875), руководителем Федерального агентства по делам национальностей И.В. Бариновым (письмо от 15 апреля 2022 г. № 10747-01.1-22-СБ).

Комплекс мер определяет следующие приоритетные направления деятельности:

— создание региональной системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан;

— проработку механизмов обеспечения дополнительной языковой подготовки не только несовершеннолетних иностранных граждан, но и несовершеннолетних граждан Российской Федерации из семей, в которых русский язык является неродным;

— воспитательное воздействие на данных несовершеннолетних в целях их интеграции в систему ценностей российского общества.

Научно-методическое сопровождение

В целях педагогического сопровождения реализации Комплекса мер на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) создан Федеральный координационный ресурсный центр (ФКРЦ) по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан. ФКРЦ осуществляет координацию и ресурсное обеспечение деятельности по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, включая содействие региональным органам управления образованием в реализации данных мероприятий в субъектах Российской Федерации. Сайт ФКРЦ fkrc.mgppu.ru содержит: нормативные документы, сведения о размещении на официальных сайтах в сети Интернет региональных комплексов мер, материалы из опыта работы педагогов.

В частности на сайте доступны «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан».

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» разработаны и одобрены Минпросвещения России «Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан».

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» была разработана программа повышения квалификации «Психолого-педагогическая оценка особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации», по которой прошли обучение педагоги-психологи из 12 субъектов Российской Федерации.

В 2021 году Межвузовским центром билингвального и поликультурного образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в рамках гранта Министерства просвещения Российской Федерации на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности, с участием детей и молодежи в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» был реализован проект «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов образовательных организаций в области социокультурной адаптации детей мигрантов и детей, проживающих в полиэтнических регионах РФ, с целью формирования гражданской идентичности и межнационального согласия». Целями проекта являлись совершенствование системы повышения профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам межэтнических отношений в контексте образовательной политики и стратегии развития национальной политики Российской Федерации, реализация разработанных методик социокультурной адаптации учащихся мигрантов.

В рамках проекта были разработаны и опубликованы: «Методическое руководство по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов и учащихся в полиэтнических регионах России» (авт.-сост. Т.А. Шорина); учебные пособия по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов и учащихся в полиэтнических регионах России «Хочу узнать Россию» для обучающихся младшего и среднего школьного возраста (авт.: Е.А. Железнякова, Е.А. Андреюшина, Е.В. Белякова, Л.М. Саматова).

Педагогическое сопровождение в образовательных организациях Нижегородской области

Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области был разработан и утвержден региональный комплекс мер (приказ «Об утверждении регионального комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования на период до 2025 года»).

Кафедрой начального образования НИРО ежегодно проводятся мероприятия, направленные на формирование и повышение мотивации младших школьников к изучению русского языка не только как родного, но и как государственного, языка межнационального общения, что, безусловно, способствует адаптации и интеграции детей мигрантов, обучающихся в начальной школе, в образовательный процесс: дискуссионная площадка «Развитие базиса личностной культуры у детей средствами письменно-речевой деятельности» (2020 г.), научно-практические конференции в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» (2021 г.), «Наш дар бессмертный — речь» (2022 г.).

В соответствии с приказом ГБОУ ДПО НИРО № 244 от 31.08.2022 г. «Об организации инновационной деятельности на базе образовательных организаций Нижегородской области» в 2022/2023 учебном году открыта инновационная площадка по проблеме «Организация работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего образования» на базе школы № 52 Канавинского района Нижнего Новгорода (научный руководитель Н.Ю. Яшина).

В ходе инновационной деятельности проводятся апробация методических рекомендаций, разработанных МПГУ, по исследованию уровня владения русским языком детьми мигрантов, обучающимися в начальных классах, выявление их трудностей и потребностей.

Интеграции в систему ценностей российского общества несовершеннолетних иностранных граждан способствуют реализация региональных программ внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (авт.: Н.Н. Деменева, С.К. Тивикова, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина) и «Мы — нижегородцы» (авт. В.Ф. Одегова), использование в образовательном процессе рабочей тетради «Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области» (авт. М.К. Приятелева).

В школах, где обучаются дети мигрантов, практикуются разнообразные формы интеграции их в социокультурное пространство образовательной организации, района, города, страны: занятия «Разговоры о важном», фестивали, конкурсы, проекты, экскурсии, посещение музеев, выставок и др. Многонациональный состав детей в классе способствует их мотивации к изучению культуры, традиций разных народов.

 

Школа № 10, ноябрь 2022

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN