Многонациональная школа как центр социокультурной жизни
В российском обществе наряду с коренными жителями все чаще можно встретить представителей других национальностей, чей быт, культурные и семейные традиции, язык имеют «свое лицо». Это накладывает отпечаток и на деятельность образовательных организаций, в чьих стенах обучаются дети разных народов, в том числе дети мигрантов, отмечает Наталья ТЕКАЕВА, и. о. заместителя директора школы № 52 Канавинского района Нижнего Новгорода.
«Дети разных народов»
Каждая многонациональная школа должна постараться найти свои пути решения проблемы развития положительного взаимодействия обучающихся, их родителей и учителей. Наша школа, включенная в национальный реестр «Ведущие национальные учреждения России», — не исключение. Мы обучаем в своих стенах 912 ребят 17 национальностей! Поэтому одной из ключевых целей в программе развития школы обозначено создание образовательного пространства как важнейшего условия успешной социализации учащихся и обеспечивающего все необходимое для обучения и воспитания детей с существенно различающимися способностями, интересами и национальной принадлежностью.
В этом нам, безусловно, помогает активное сотрудничество с различными центрами национальных культур и диаспорами, а также с кафедрой начального образования Нижегородского института развития образования, кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, Центром международного образования «Этносфера» (Москва).
С 2017 года школа участвует в международных миротворческих проектах: «Книга мира и дружбы шагает по планете», «Книга культуры мира шагает по планете», «Сохраним природу для будущих поколений», инициированных Клубом друзей мира «Глобус» (Республика Карелия). Основная цель проводимой совместно работы — знакомство с инновационными практиками воспитания детей и подростков в духе миротворчества образовательными организациями как российских регионов, так и других стран. Координаторами от школы выступают и. о. заместителя директора Наталья Текаева и учитель начальных классов Наталья Мешкова. Эти проекты помогают формировать у школьников такие необходимые сегодня качества личности, как толерантность, взаимоуважение, доброта, милосердие, чувство долга.
Воспитываем толерантность
Основная миссия учителя в толерантной школе, на наш взгляд, состоит в следующем: воспитывать учащихся в духе мира, поддерживать их эмоциональные привязанности; признавать способности, уважать чувства и позицию каждого, уметь слушать; давать возможность ученикам самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; развивать у детей чувство взаимного уважения; не допускать проявлений экстремизма и терроризма.
Поэтому деятельность педагогического коллектива школы по гармонизации межнациональных отношений условно можно разделить на два основных направления. Первое — научно-исследовательская деятельность, в рамках которой проводятся: педагогические чтения, круглые столы, конференции, семинары; защита научно-исследовательских проектов; занятия в «Малой школьной академии» и «Школе толерантности».
Второе направление включает в себя культурно-просветительскую деятельность — проведение и участие в днях национальных культур, днях многонациональной семьи; фестивалях, конкурсах, смотрах; концертах, праздниках, спортивных соревнованиях; экскурсиях в исторические и культурные центры Нижегородской области.
Такие мероприятия наполнены творческими выступлениями: танцами, стихами, песнями, игрой на национальных инструментах, выставкой блюд национальной кухни разных народов. Все это создает атмосферу погружения в народную культуру, знакомит с традициями и обычаями, объединяет взрослых и детей, родственников и друзей, учащихся и учителей.
Впечатляющие итоги
Вышеперечисленные формы и методы работы дают положительные результаты. Мы гордимся победами своих воспитанников! Так, ученики начальных классов Ярослав Меджидов и Меланя Оганесян в разные годы участвовали в Международном конкурсе знатоков русского языка «О России по-русски» (Москва), где заняли первые места в номинации «Великое русское слово».
В 2016 году ученики 3 а класса приняли участие в международной конференции «Родной благословенный дом» с проектом «Мир без войны», итогом которого стала съемка одноименного музыкального клипа (https://www.youtube.com/watch?v=ZeHYBVYORUI).
Далеко за пределами Канавинского района и даже города известны успешные яркие выступления нашего интернационального школьного хора под руководством Аллы Широкорад. Одно из последних достижений — 1-е место в Международном конкурсе юных вокалистов «Звонкоголосая капель» у Наримана Гулиева с песней его соотечественника Муслима Магомаева «О, море-море!». В 2018 году ученики 4 а класса были приглашены на радио для записи передачи «Растем вместе». Часто учащиеся нашей школы участвуют в областном краеведческом конкурсе исследовательских работ «Мой Нижний Новгород». В 2018 году шесть человек стали его победителями.
Традиции толерантного воспитания, воспитания гражданина — патриота своей Родины, заложенные в начальных классах, находят дальнейшее развитие и в среднем, и в старшем звене. Наши ученики успешно выступили на районной конференции НОУ, заняв 1-е и 2-е места по теме «Судьба семьи в истории страны». Группа восьмиклассников победила в районном конкурсе «Ты — нижегородец» и заняла 2-е место на городском этапе.
5 ноября 2020 года были подведены итоги Всероссийского творческого конкурса «Этническое разнообразие — сила России», участниками которого стали более 200 команд изо всех городов нашей страны. Среди них и команда «Девчата» нашей школы под руководством Екатерины Ермошиной. Всем запомнились победы обучающихся в международных конкурсах «Будущее планеты» и «Новые вершины».
Не отстают от учеников и их родители. Они также стараются донести до детей основные особенности культуры разных народов и привить ребятам уважительное отношение и к своей Родине. Например, мама ученика 5 а класса, вьетнамца по национальности, Нгуена Шона — Тхи Хонг Ха — со своей фотоработой принимала участие в фотоконкурсе «Дружба XXI века», проводимого под эгидой Приволжского миграционного центра. А семья Арсения Дружинина, ученика 8 б класса, стала победителем городского интерактивного конкурса «Я горжусь своей семьей».
Таким образом, школа может и должна стать своеобразным «маяком», указывающим правильный путь развития позитивной межкультурной коммуникации, создавая условия для обучения и воспитания детей и подростков, поддерживающие прежде всего благоприятную психологическую атмосферу в ученическом коллективе.
Творческие работы учащихся 4 а класса на тему «Планета друзей»
Не правда ли, что мы живем на удивительной планете? Удивляет она разнообразием стран, народов, национальностей. Все это напоминает красивое лоскутное одеяло, где каждый лоскуток имеет свой особый и неповторимый узор, как все народы, населяющие нашу планету, имеют свою уникальную, неповторимую культуру и историю. Зачем же кто-то когда-то создал это лоскутное одеяло? Для чего потратил столько сил и терпения, сшивая невидимыми нитями разнообразные лоскуты? Зачем мы разные? Зачем мы рядом? Зачем мы вместе? Неужели для того, чтобы ненавидеть друг друга? Ругали, унижали, высмеивали, навязывали свое, а не получалось навязать — уничтожали? Этого не может быть! Мы существуем на этой планете, чтобы дружить, любить друг друга, удивлять и ценить. Быть благородными, великодушными и толерантными друг к другу, лишь в этом спасение нашей планеты, «Планеты друзей»!
Ксения СЕРОВА
* * *
Я мечтаю о мире, где все счастливы. Мир без войны, без слез, без обид — вот моя мечта. Сколько людей живут на нашей планете? Но жаль, что я сейчас не могу сказать, что мы живем в спокойном, счастливом мире. Когда мы говорим о дружбе, мы имеем в виду дружбу всех стран. В нашей стране живет много людей разных национальностей. Но не все дружно живут. Очень жаль. Я мечтаю, чтобы в нашей стране люди разных национальностей жили свободно, никто никого не обижал и все заботились друг о друге, в нужный момент помогали друг другу. Ведь это так важно.
Дружба — это самое близкое отношение одного человека к другому. Она может быть между странами, между родственниками и т. д. Неважно, с кем ты дружишь, самое главное, чтобы эта дружба была крепкая и сильная, не было предательства и горьких слез. Вот тогда можно говорить о настоящей дружбе!
Я желаю всем тем, у кого есть друзья, чтобы они понимали, что эти отношения очень драгоценные, и всегда дорожили ими.
Лейла МАМЕДОВА
* * *
Издавна Россию населяют разные народы. И каждый хранит свои национальные традиции, культуру, родной язык. Это то, что делает нас уникальными, не похожими друг на друга. Но есть и одна общая ценность — это дружба. Благодаря дружбе народов наша страна не раз смогла себя защитить от врага, ведь в единстве — сила!
Сейчас в мире сложная обстановка. Во многих странах идет война, гибнут взрослые и дети. Это значит, что есть люди, которые не умеют и не хотят относиться уважительно к другим народам, ценить жизнь, дружить. Но если все люди на планете будут относиться к другим как к себе, то настанет мир! Ведь все люди, независимо от национальности, цвета кожи, веры, обычаев, этого заслуживают.
Олеся ВОРОНКОВА
* * *
Я считаю, что по-настоящему счастливый человек — это тот человек, который имеет много друзей. Для меня нет различия в цвете кожи и разрезе глаз. Я являюсь православным человеком, но уважительно отношусь к обычаям людей другой веры. Мне нравятся их гостеприимство, почитание старших, умение быть благодарным.
Я хочу рассказать о своем друге — инвалиде детства. Он — художник, и мне с ним интересно, но, когда мы идем гулять вместе, дети часто издеваются над ним. Мне становится за него очень обидно…
Мне кажется, что в нашем обществе не хватает терпимости, сострадания к таким людям. Я бы хотела, чтобы такие дети учились бы у меня в классе и мир был бы добрее. Во все времена в людях ценились такие качества, как доброта, честность, порядочность, а если эти качества есть в твоем друге, то не важны ни физические недостатки, ни национальность, просто ты отдаешь частичку себя людям, радость, счастье, мир, любовь, и сердцу становится радостно, что любишь всех одинаково!
Мария ЛИСКОВЕЦКАЯ
* * *
Как прекрасны планета Земля и на ней человек! Родная земля воспитывает в человеке только самые прекрасные чувства. Она учит жить, радоваться каждому дню, мечтать, заботиться о близких, улыбаться солнцу или дождю и, самое главное, быть ЧЕЛОВЕКОМ. Все на Земле должны быть добрыми и счастливыми, помогать друг другу, заботиться о семье! И мы все — великая семья!
Салех АБУЛГАСАНОВ
ПОДЕЛИТЬСЯ: