Работа в группах полиэтнического состава обучающихся
Русский язык как предмет учебного плана в системе общего (полного) среднего образования занимает важное место. Особенно возрастает роль данного предмета в школах с родным (нерусским) языком. Но и в общеобразовательных организациях нашего города в последнее время появились дети, плохо говорящие на русском языке, для которых знакомство с ним происходит впервые только на пороге школы. Это обусловлено экономическими причинами, проблемами трудоустройства родителей и, несомненно, миграцией населения, указывает учитель русского языка и литературы школы № 185 Ленинского района Нижнего Новгорода Марина КОЗЛОВА.
Помощник, сотоварищ, сотрудник...
В школах нашего района за прошедшие десятилетия число детей с родным (нерусским) языком увеличилось, и сегодня в каждом классе обучаются ребята, для которых русский язык является неродным.
Так как русский язык — язык межнационального общения, государственный язык Российской Федерации, консолидирующий народы страны, то роль его, безусловно, постоянно возрастает.
В течение последних пятнадцати лет в нашей школе ведется большая работа с детьми-инофонами и детьми-билингвами. Важную роль в организации такой работы играют учебно-методические комплексы по русскому языку для учащихся с родным (нерусским) языком. В 2008—2010 годах в школе работала экспериментальная площадка НИРО по апробации УМК Е.А. Быстровой. Именно опытом, накопленным за время эксперимента и после его завершения, я хотела бы поделиться.
В 5—8-х классах были сформированы группы с полиэтническим составом обучающихся. Каждая возрастная группа занималась в строго определенном режиме. Занятия проходили после уроков, во второй половине дня и носили как консультативный, так и урочный характер.
Система обучения в таких группах опирается на учебно-методический аппарат учебника и рабочей тетради и строится в соответствии с традициями преподавания русского языка в национальной школе. Главная особенность обучения состоит в его речевой направленности, приобщении к культуре русского народа. Обучение ориентировано на развитие личностных качеств ребенка, а также его коммуникативных навыков.
Большую роль в мотивации детей к учебной деятельности играет психологический климат на занятии. Учащиеся должны быть уверены в том, что их речевые ошибки не вызовут насмешки у товарищей. Психологический комфорт — важное условие занятий в данной ситуации. В связи с этим возрастает и роль педагога, который должен стать своим ученикам помощником, сотоварищем, сотрудником.
«Третий лишний»
Разрабатывая тематическое и поурочное планирование, педагог обязан обращать внимание на правильное структурирование учебного материала. Безусловно, применение современных педагогических технологий (версионной, дискуссионной и др.) для создания проблемных ситуаций при объяснении новой темы положительно влияет на результативность.
В своей практике при разработке плана и хода урока (занятия) я использую так называемые языковые разминки, для того чтобы учащиеся настроились на серьезную работу, подготовили себя к восприятию нового материала. Также языковые разминки помогают в ликвидации пробелов в знаниях учеников. Приведу примеры подобных заданий для 5-х классов.
Например, игра-разминка «Третий лишний», в которой детям предложено найти слово, не подходящее по грамматическим признакам к двум другим:
— кошка, медведь, дорога (лишнее слово дорога, это неодушевленное имя существительное, а первые два слова — одушевленные имена существительные);
— ночь, дочь, мать (лишнее слово ночь, это неодушевленное имя существительное, а последние два слова — одушевленные имена существительные);
— сугроб, мох, птица (лишнее слово птица, это одушевленное имя существительное, а слова сугроб и мох — неодушевленные имена существительные).
В данном случае акцент делается на понимание ребенком не только понятий «одушевленные» и «неодушевленные имена существительные», но и лексического значения таких слов, как сугроб, мох.
При повторении темы «Склонение имен существительных» и знакомстве с новым для пятиклассников типом склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие удачными будут следующие задания игры «Третий лишний»:
— девочка, окно, поле (лишнее слово девочка, это имя существительное 1-го склонения, два других слова относятся к существительным 2-го склонения);
— мальчик, дедушка, брат (лишнее слово дедушка, это имя существительное 1-го склонения, два других слова относятся к существительным 2-го склонения). Данное задание вызывает затруднение, так как все имена существительные, названные в нем, относятся к группе имен существительных мужского рода;
— камыш, врач, тишь (лишнее слово тишь, это имя существительное 3-го склонения, слова камыш и врач относятся к именам существительным 2-го склонения). Данное задание позволит повторить и орфографическое правило о написании мягкого знака в именах существительных 3-го склонения;
— лекция, милиция, школа (лишнее слово школа, это имя существительное 1-го склонения, два других слова представляют иной тип склонения имен существительных). Данное задание позволит повторить и орфографическое правило написания букв и, ы после ц.
Подобные задания-разминки можно использовать при объяснении нового материала, его закреплении и повторении. Например, при знакомстве с морфологическими признаками глагола уместно составить задания, употребив глаголы в разной категории времени: сказал, читаю, убежал — лишнее слово читаю, так как данный глагол употреблен в форме настоящего времени, а глаголы сказал и убежал — в форме прошедшего.
Такие же задания я составляю и с глаголами разных форм наклонений (пиши, смотрю, ушел — лишнее слово пиши). Данный глагол стоит в форме повелительного наклонения, глаголы ушел и смотрю — в форме изъявительного наклонения, причем обращаю внимание на то, что временная категория глагола может не совпадать, в отличие от формы наклонения, как в данном примере.
Правильные методы и приемы
Затруднения возникают и при изучении темы «Синтаксис простого предложения». Дети с трудом усваивают понятия «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения». Особенно много проблем бывает, когда происходит знакомство со второстепенными членами предложения и в лексикон ребенка вводятся понятия «дополнение», «определение», «обстоятельство».
Можно предложить такие задания для закрепления материала:
— Есть ли в предложении: Мы поем громко. дополнение?
— Есть ли в предложении: Ветер по морю гуляет. обстоятельство?
— Сколько определений в предложении: Мама купила красный воздушный шарик.?
Я уверена, что подобные задания помогут ребенку правильно понять значение терминов, легко запомнить их и уверенно применять на практике.
На уроках (занятиях) в 5—6-х классах часто использую раздаточный материал в виде карточек-букв для отработки навыка правильного написания того или иного орфографического правила. Детям всегда сложно, а детям с родным нерусским языком особенно, написать безошибочно диктант. Поэтому стараюсь проводить буквенные диктанты с помощью карточек-букв.
Часто провожу игру-разминку «Языковой аукцион», где предлагаю детям рассказать о слове с точки зрения различных разделов лингвистики.
Например, слово яблоко. Игра начинается со звуко-буквенного анализа слова, учащиеся подсчитывают количество звуков и букв в слове, характеризуют согласные и гласные, говорят о количестве слогов, ударении.
Затем слово рассматривается с позиции лексики: определяется его лексическое значение, однозначное оно или многозначное, может ли использоваться в переносном значении или только в прямом. Далее «наступает очередь» морфемики, морфологии, синтаксиса и т. д.
Таким образом, то или иное слово анализируется с позиции всех разделов лингвистики, и достигаются различные цели: проверяются навыки и умения учащихся, ликвидируются пробелы в их знаниях, у детей появляется уверенность в своих силах, повышается самооценка. Победителем аукциона объявляется ученик, который последним даст характеристику заданному слову.
ПОДЕЛИТЬСЯ: