Светлый праздник Рождества
Рождество — один из главных православных праздников, торжественный день для всех христиан. Как посредством изучения этой темы в начальной школе воспитывать в учениках духовно-нравственные качества? На этот вопрос отвечает участница Рождественских образовательных чтений Екатерина ВАВИЛОВА, учитель начальных классов школы № 179 Автозаводского района Нижнего Новгорода.
Начало начал
Тема «Рождество Христово» является благодатной почвой для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы. Данная тема позволяет учителю составить серию воспитательных мероприятий, целью которых выступает формирование исторического самосознания путем создания представлений о православных обрядах и традициях русского народа. Как педагог для себя я определила следующие задачи: познакомить учеников с христианской историей, историей двунадесятого православного праздника Рождества Христова; приобщить их к духовной культуре, привлечь внимание к христианским традициям; воспитывать нравственность, патриотизм, любовь к творческому наследию нашего народа, а также милосердие, сострадание, умение прощать.
Погружение в эту тему происходит на протяжении четырех лет. Выбор мероприятий, форм, методов подачи материала зависит от возраста детей.
Первая ступень
В 1-м классе я начала работу за два месяца до праздника Рождества с проведения бесед на духовно-нравственные темы как во время непосредственно образовательной деятельности на уроках музыки, литературного чтения, изо, технологии, так и на классных часах. В подготовке к беседам мне помогли книги «Библия для детей», рождественские рассказы и стихи для чтения детям, методические пособия. На занятиях мы читали книгу М. Алдашина «Рождество», просматривали мультипликационные фильмы о сути Рождества: «Песнь ангела», «Путеводная звезда», «Красные сапожки на Рождество».
Было решено провести среди учащихся конкурс рождественских открыток «Рождественское чудо». Дети 6—7 лет совместно с родителями выполняли работы, а затем была организована выставка открыток учеников.
Также в 1-м классе в дни зимних каникул состоялась внеклассная встреча — интерактивная познавательная игра «Рождественский калейдоскоп». В ходе игры учащиеся отвечали на вопросы, разгадывали кроссворды, активно использовали интерактивную доску, пели песни. Таким образом достигались задачи формирования познавательного интереса к истории праздника, развития творческого потенциала детей и их коммуникативных навыков.
Мы стали старше
Во 2-м классе работа была расширена. В ноябре и декабре на внеклассных мероприятиях с общей тематикой «В целом мире торжество, наступило Рождество» я продолжила знакомить ребят с евангельской историей Рождества Христова, Святками и Крещением. На занятиях мы рисовали, слушали записи с церковными песнопениями, с перезвоном колоколов, смотрели мультфильмы.
В это же время в классе мы провели конкурс чтецов «Звезды Рождества». Конкурс стал очередной ступенью в расширении и углублении знаний детей о значении праздника, позволил совершенствовать исполнительские умения и навыки учащихся. Для конкурса ребятам были предложены не только стихи, например А. Фета «Ночь тиха. По тверди зыбкой...», М. Лермонтова «Сегодня будет Рождество…», И. Бродского «Рождество», но и небольшие фрагменты в прозе: среди них Е. Вечерская «Дорогу осилит идущий», Е. Бахметева «Почтовая история», В. Григорян «Зарянка». Подготовка к конкурсу позволила обсудить с детьми многие важные темы, что способствовало развитию у младших школьников таких качеств, как доброта, миролюбие, великодушие, желание дарить людям радость.
Во 2-м классе в новогодние каникулы была организована экскурсия в храм в честь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Настоятель храма протоиерей Дионисий Соловьев провел для моих учеников экскурсию по храму, рассказал о рождении Иисуса Христа и о предстоящем празднике Святого Рождества.
На первой учебной неделе третьей четверти учащимся было предложено выполнить поделку «Рождественский ангел». Ребята с большим интересом отнеслись к творческому заданию. Вовлечение детей и их родителей в процесс изготовления поделки способствовало укреплению семейных ценностей.
На пороге волшебства
Сейчас мои ученики уже в 3-м классе. Не так давно все мы вновь окунулись в атмосферу волшебства и встретили Рождество. Школьники уже многое знают об истории и традициях этого праздника. Сразу после новогодних каникул мы провели семейное классное мероприятие «Рождественский праздник».
Подготовка к данному мероприятию началась еще в ноябре. Вместе с учащимися мы вспомнили историю праздника. Ученикам было предложено подготовить с помощью родителей выступление на тему «Евангельский рассказ о Рождестве Христовом», сопроводив его рисунками.
Вторая половина ноября была посвящена работе с литературными текстами. Кроме того, мною были подобраны музыкальные произведения о Рождестве, которые ребята также исполняли.
В начале декабря перед учениками была поставлена задача: разделиться на группы и подготовить небольшое театрализованное выступление на тему «Путешествие по странам Европы. Европейские традиции празднования Рождества». Во второй половине декабря дети презентовали свои инсценировки. Помимо этого выполнено очередное творческое задание: семейная поделка «Рождественский подарок».
В дни зимних каникул вместе с классом мы совершили экскурсию к главной Рождественской елке города.
На недавно прошедшем семейном классном мероприятии «Рождественский праздник» с участием родителей были исполнены песни, прочитаны стихи, показаны интересные презентации с выполненными работами, а также представлены самые яркие инсценировки.
В 4-м классе тема Рождества, безусловно, будет продолжена.
ПОДЕЛИТЬСЯ: