Форум специалистов дошкольного детства
В Москве 17—18 ноября проходил VII Всероссийский съезд работников дошкольного образования, организованный Министерством просвещения России. Участниками мероприятия стали более 350 делегатов, в онлайн-формате к нему присоединились около 40 тысяч человек из всех субъектов Российской Федерации, а также республик Беларусь, Абхазия и Южная Осетия. Среди участников съезда — представители Совета Федерации, Государственной Думы, Общероссийского Профсоюза образования... О съезде рассказывает участвовавшая в нем Алла ЧЕМЕНЕВА, заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО, кандидат педагогических наук, доцент.
Гости и участники съезда
На открытии съезда с приветственным словом к участникам обратились: министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, президент Российской академии образования Ольга Васильева, председатель Комитета по просвещению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Казакова, председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Лилия Гумерова, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования Николай Веракса, уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Мария Львова-Белова и др.
С докладом выступила заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева. Свой доклад также представила Лариса Тутова, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета по просвещению, руководитель Всероссийской общественной организации «Воспитатели России».
В числе спикеров, делегатов и участников съезда: руководители и специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; руководители и специалисты органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в сфере образования; работники образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми; представители системы среднего профессионального и высшего образования, дополнительного профессионального образования, общественных объединений педагогических работников системы дошкольного образования, родительской общественности, региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования.
Нижегородцы об актуальном
В рамках программы съезда в формате стратегических и тематических сессий и дискуссионных площадок обсуждались приоритеты государственной политики в сфере дошкольного образования: обеспечение его доступности, укрепление единого образовательного пространства России, содержание и планируемые результаты федеральной программы дошкольного образования, преемственность, формирование развивающей среды, организация программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Речь также шла о сотрудничестве детского сада и семьи; акцент делался на традиционных семейных ценностях, успешных практиках просветительской деятельности в детском саду и родительской компетентности.
Нижегородскую область на съезде представляли: спикер съезда Алла Чеменева, делегаты съезда — Ирина Кольцова, консультант отдела общего образования и сопровождения коррекционного и инклюзивного образования управления общего образования и воспитания министерства образования и науки Нижегородской области, и Оксана Ушакова-Славолюбова, заведующая детским садом № 90 «Данко» Автозаводского района Нижнего Новгорода.
В выступлении на секции «Вариативные стратегии реализации программ дополнительного образования в детском саду» с докладом «Региональный и муниципальный компоненты в проектировании и реализации ДООП социально-педагогической направленности в ДОО Нижегородской области» Алла Чеменева говорила о реализации дополнительных общеразвивающих, общеобразовательных программ для дошкольников. В выступлении прозвучала информация о реализации в регионе распоряжения правительства Нижегородской области от 18 октября 2020 года «Об утверждении концепции мероприятия по созданию в 2022—2023 годах новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках федерального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование”».
К настоящему времени созданы региональный модельный центр дополнительного образования детей и 52 муниципальных организации дополнительного образования детей из всех муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, работает платформа «Навигатор дополнительного образования детей Нижегородской области». Навигатор рассчитан на родителей и детей, содержит сведения обо всех аккредитованных программах дополнительного образования, а также позволяет реализовать систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей — родителям можно оформить сертификат на дополнительное образование для каждого ребенка с пяти лет.
Учитывая особенности
Сейчас в Нижегородской области функционируют 328 организаций дополнительного образования, только в Нижнем Новгороде — 23 учреждения дополнительного образования — домов и центров детского творчества.
В докладе было отмечено, что родители детей, имеющих признаки спортивной или художественной одаренности, перестраивают свою жизнь под раннее профессиональное становление ребенка. Однако большинство родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации, такой вариант дополнительного образования не устраивает по многим причинам. Это и невозможность в рабочие дни успеть забрать ребенка из детского сада и довезти его до организации дополнительного образования, и сложность адаптации дошкольника к новым условиям и др. Поэтому так важна и необходима реализация дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ именно в условиях детского сада.
В Нижегородской области количество дошкольных образовательных организаций по сравнению с предыдущим пятилетием сократилось на 400. Это произошло по причине объединения и укрупнения дошкольных организаций, слияния малокомплектных детских садов с 12- и 14-групповыми. Спикер отметила, что с точки зрения дополнительного образования необходимо рассматривать такое слияние как позитивную тенденцию, так как возможность выбора детьми и родителями содержания и форм дополнительного образования в условиях детского сада значительно возрастает.
Мультикультурный регион
Важным направлением развития дополнительного образования дошкольников является увеличение спектра программ социально-педагогической направленности, связанных с изучением истории, культуры и природы родного края, воспитанием патриотизма и гражданственности, духовно-нравственным воспитанием детей. Это важно и потому, что Нижегородская область — не только средоточие культур народов Поволжья, но и гостеприимный регион, в котором проживает большое количество трудовых и вынужденных мигрантов, для детей которых важна не только культурная и правовая ассимиляция, но и успешная социализация.
В преддверии празднования 800-летия Нижнего Новгорода и понимая значимость реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, а также принимая в качестве базиса изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в части воспитания обучающихся, образовательная практика и специалисты в области дошкольного образования пришли к выводу о необходимости при реализации программ социально-педагогической направленности усиления в дополнительном образовании дошкольников регионального и муниципального компонентов.
Сотрудники кафедры дошкольного образования Нижегородского института развития образования разработали алгоритм действий по усилению роли дополнительного образования дошкольников социально-педагогической направленности в сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей путем приобщения дошкольников к истории и культуре малой родины. С 2020 по 2022 год 27 дополнительных общеразвивающих, общеобразовательных программ, разработанных коллективами дошкольных образовательных организаций в муниципальных и городских округах Нижегородской области, получили положительное экспертное заключение научно-методического экспертного совета НИРО и успешно реализуются в детских садах области.
В интересах детей
Подтверждением правильности выбора инновационными площадками кафедры данного направления стало издание Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В документе отмечается, что реализация стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» предполагает решение такой задачи государственной политики, как воспитание в духе уважения к традиционным ценностям, рассматриваемое как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности.
В результате деятельности инновационных площадок НИРО в муниципальных и городских округах были разработаны программы краеведческой и патриотической направленности, отражающие особенности культуры, природы и традиций данного муниципального образования. Это важно, так как в детских садах муниципалитетов начали активно развиваться такие формы дополнительного образования, как волонтерские отряды, патриотические клубы, краеведческие кружки.
Алла Чеменева отметила, что успешное решение проблемы разработки и реализации программ социально-педагогической направленности позволяет перейти к следующему шагу. Кафедра дошкольного образования сегодня ставит в качестве приоритетной задачу расширения спектра программ технической и естественнонаучной направленности. Приоритетность естественнонаучной деятельности и технического творчества в дополнительном образовании детей подчеркивается в документах правительства Нижегородской области и регионального министерства образования и науки. В настоящее время открыто несколько инновационных площадок по этому направлению, и творческие группы ДОО уверены в позитивных результатах.
Итоги и перспективы
Выступление спикера заинтересовало многих делегатов съезда из разных регионов страны, привлекло внимание средств массовой информации — федерального профессионального журнала «Современное дошкольного образование» (Москва), федерального журнала для родителей и педагогов «Дошкольный Мир» (Уфа, Республика Башкирия). Издательство ООО «Сфера» (Москва) предложило посвятить номер журнала «Справочник воспитателя» полностью практике системы дошкольного образования Нижегородской области.
По итогам работы съезда был принят проект резолюции с рекомендациями Министерству просвещения Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, образовательным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, программы среднего профессионального и высшего образования.
Записи всех мероприятий можно посмотреть на официальном сайте VII Всероссийского съезда работников дошкольного образования ruseduforum.ru. Там же можно найти эффективные практики дошкольного образования, электронный сборник статей работников дошкольного образования и итоговые материалы съезда.
ПОДЕЛИТЬСЯ: