Самый классный форум
Современный этап развития института классного руководства связан с изменением деятельности классного руководителя в связи с переходом на новые стандарты образования. Особенностью ФГОС является фундаментальная воспитательная составляющая, которая отражена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программе воспитания и социализации учащихся и других документах стандарта. Классный руководитель остается главным организатором воспитательной деятельности в классе, обеспечивающим развитие личности каждого ребенка, отмечает Марина ЯМБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО.
Новое детство
Особенностями современных обучающихся стали: абсолютизация индивидуальных ценностей, чувство собственного достоинства, оптимизм, бессистемная информированность, ценностные ориентации и пр. Важным качеством сегодняшних детей можно назвать более сильное ощущение своего «я» в мире, которое чаще всего переходит в самоуважение. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у их сверстников в прошедшие годы. Возросли амбиции и самооценка школьников.
Чего хочет современный ребенок? Для него важно быть свободным (в самовыражении, общении, выборе деятельности), услышанным (большую ошибку допускают те педагоги, которые считают, что обучающиеся не могут выразить свое мнение или этого мнения вовсе нет, — дети хотят быть услышанными, понятыми, чтобы с ними вели диалог, брали в разработку их идеи и т. д.), развиваться (крайне важно обеспечить в образовательной организации возможности для этого).
Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами растущей личности, базовыми компонентами ее культуры и общечеловеческими ценностями. Классный руководитель решает воспитательные задачи с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, а также специфики взаимоотношений внутри класса, и это особенно важно, так как успех реализации идей деятельностного подхода в обучении во многом зависит от того, как педагогу, работающему в контакте с учителями-предметниками, удастся построить коммуникации в классном коллективе.
Решаем сложные задачи
Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к воспитательной работе классного руководителя, чем ранее, так как образовательный, культурный и нравственный уровни развития детей претерпели качественные изменения; остается высоким количество социально не защищенных категорий учащихся; социально-экономическое положение многих семей не позволяет им в должной мере организовывать процесс воспитания.
Условиями успешного решения этих задач являются:
— выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности;
— реализация процессов духовно-нравственного воспитания и социализации школьников с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства;
— взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей;
— обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.;
— участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Встреча единомышленников
30 ноября 2022 года в Нижегородском институте развития образования состоялся первый региональный форум классных руководителей. Его участниками стали члены областного учебно-методического объединения классных руководителей, классные руководители, принявшие участие в региональных и всероссийских конкурсах, советники директора по воспитанию, педагоги дополнительного образования.
Форум классных руководителей Нижегородской области явился событием, которое ждали все! Открыла его Ольга Петрова, министр образования и науки Нижегородской области. В своем выступлении она отметила важность деятельности классных руководителей, их ведущую
роль в созидании будущего.
В рамках панельной сессии состоялось обсуждение глобальных проблем образования. Работу сессии открыла доктор педагогических наук, ректор НИРО Елена Илалтдинова. В своем выступлении она познакомила участников форума с трендами современного образования.
Об актуальных вопросах воспитания рассказала Надежда Ладилова, начальник управления исследования и разработки Академии Минпросвещения России. Интересным опытом организации воспитательной работы поделилась Наталья Филёва, заведующая Центром воспитания и психологии ИРО Кировской области.
Важным вопросом сейчас является безопасность детей. Роль классного руководителя в создании безопасной образовательной среды очевидна. В выступлении Натальи Пановой, главного специалиста Центра психологической безопасности и профилактики деструктивных явлений среди детей и молодежи Нижегородской области, были актуализированы темы «колумбайна» и «скулшутинга» в рамках проведения родительских собраний.
Пространство взаимодействия
Форум классных руководителей — это не только поиск новых идей, знакомств, проектов. Это еще и подведение итогов, поощрение лучших. В рамках форума были награждены победители регионального этапа III Всероссийского конкурса методических разработок классных руководителей и победители и лауреаты V регионального фестиваля воспитательных практик: Реализация рабочей программы воспитания в образовательных организациях.
В 2022 году исполнилось пятнадцать лет кафедре теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО. На Форуме классных руководителей Нижегородской области состоялось поздравление сотрудников кафедры.
Вторая часть форума была реализована в трех треках: «Гражданско-патриотическое воспитание», «Воспитательные практики: управление и модели» и «Развитие ребенка в пространстве дополнительного образования».
Делегаты ФКР Нижегородской области приняли участие в работе круглых столов: «Гражданско-патриотическое
воспитание: ценностные и целевые основы деятельности классного руководителя» (модераторы: М.Г. Ямбаева, В.В. Николина), «Классный руководитель: профессиональные вызовы» (модераторы: Г.Н. Дождикова, Е.А. Береснева), «Рабочая программа воспитания: эффективная реализация» (в формате лекции-полилога) (модератор С.А. Фадеева), «Концепция дополнительного образования — 2030: реализация, проблемы, решения» (в формате открытой студии) (модератор Е.В. Боровская), «Воспитательный потенциал образовательной среды» (модераторы: Р.И. Удалова, Э.С. Иткин, М.А. Яковлева, С.А. Чиркунова).
Быть коллегами и партнерами
Форумчане взаимодействовали друг с другом на мастер-классах победителей и призеров областных конкурсов: «Просветительский интернет-проект для младших школьников “Великий царь всея Руси Петр I”» (И.П. Веретенникова, классный руководитель средней школы г. Горбатов Павловского округа); «Влияние гаджетов на психическое развитие ребенка» (Е.Ю. Кудряшова, педагог-психолог детского сада № 4 Автозаводского района Нижнего Новгорода); «Из истории моего города» (М.А. Большакова, классный руководитель школы № 171 Автозаводского района Нижнего Новгорода).
Важными для участников форума стали мастер-классы, организованные лучшими педагогами и психологами Нижегородской области: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников (методические подсказки)» (модераторы: С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, М.К. Приятелева, Н.Н. Морозова, сотрудники кафедры начального образования НИРО); «Профилактика буллинга в работе классного руководителя» (модераторы: Н.Н. Нелидова, Н.Н. Лепехина, специалисты областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи); «Психологическое здоровье педагога: секреты сохранения» (модератор Е.Г. Еделева, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей и специальной психологии НИРО).
В интересах детей
На презентациях воспитательных практик победителей Фестиваля воспитательных практик в номинациях «Рабочая программа воспитания» и «Дополнительное образование детей» (модераторы: С.А. Фадеева и Е.В. Боровская) свои разработки представили: Наталья Рыбакова, управление образования администрации Сергачского района; Елена Козлова, Ризоватовская школа Починковского района; Ольга Зудихина, Анна Прядилова, Валерия Ростунова, Сергей Лебедев, Дмитрий Суворов, Анастасия Крайнова, Елена Гурова, школа № 156 им. Б.И. Рябцева Сормовского района Нижнего Новгорода; Светлана Миронычева, Мария Рязанова, Мария Денисова, Анна Шельпякова, Наталья Бишлетова, детский сад № 121 Автозаводского района Нижнего Новгорода; Мария Бегоутова, Починковский сельскохозяйственный техникум; Наталья Кислюнина, школа № 5 Павлова; Ольга Еретина, Центр развития творчества детей и юношества Приокского района «Созвездие» Нижнего Новгорода; Алевтина Козлова, Татьяна Веселова, Светлана Михайлова-Листрем, Дворец детского (юношеского) творчества Сарова; Людмила Авдонина, Дом творчества Выксы; Елена Климешова, Дворец детского творчества Дзержинска.
Новые знакомства, интересные находки в сфере воспитательной работы, общение с коллегами, атмосфера сотрудничества — все это Форум классных руководителей Нижегородской области. А мы уже в ожидании второго ФКР, который должен состояться в апреле. Ждем вас, дорогие друзья!
ПОДЕЛИТЬСЯ: