Круглый стол «Классный руководитель: профессиональные вызовы»
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» проводятся по всей стране с начала учебного года. Цели этих занятий — пробуждение у школьников интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней, формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения.
Государственный приоритет
Проект «Разговоры о важном» включает в себя цикл занятий, посвященных нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, а также историческому и экологическому просвещению. Проект инициирован Министерством просвещения РФ и направлен на создание единого воспитательного пространства во всех школах страны.
Для того чтобы выявить потребности и трудности, с которыми столкнулись педагоги на старте нового проекта, сотрудниками кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО в рамках регионального форума классных руководителей был проведен круглый стол на тему «Классный руководитель: профессиональные вызовы».
В работе круглого стола приняли участие свыше 50 педагогов, ответственных за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном»: классные руководители ОО, классные руководители (кураторы) организаций СПО, советники по воспитанию, преподаватели — кураторы студенческих групп в СПО. В программе были обозначены цели еженедельных классных часов «Разговоры о важном» в ОО и СПО, то, какое значение они имеют в школьной жизни, какие темы прежде всего необходимо обсуждать с детьми и подростками.
Профессионал и личность
В рамках программы были заслушаны выступления преподавателя Дзержинского педагогического колледжа Екатерины Бересневой на тему «Деятельность классного руководителя в СПО» и Галины Дождиковой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО, на тему «Содержание воспитательной деятельности классного руководителя в общеобразовательной организации».
В выступлении Е.А. Бересневой затрагивались вопросы профессионального воспитания обучающихся как процесса формирования нравственного облика, профессиональных мотивов, интересов, ценностей, а также профессиональной компетентности человека, развития его профессиональной культуры.
В результате профессионального воспитания у студентов колледжа должны быть сформированы такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в коллективе, развиты творческие способности и другие качества, необходимые специалисту.
Г.Н. Дождикова в своем выступлении сделала акцент на актуальных проблемах развития профессиональной компетентности классного руководителя, который должен обладать «гибкими навыками» — умением выстраивать коммуникацию, нестандартно мыслить, работать в команде. Одна из основных задач в классном коллективе — построение траектории развития каждого обучающегося с использованием разнообразных методов и ресурсов.
Именно через развитие профессиональных компетенций классных руководителей педагоги и воспитанники приобщаются к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности путем создания условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества. А сама деятельность классного руководителя, по мнению участников круглого стола, является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения.
Обсуждая важное
Проект новый, и, естественно, на всех уровнях возникают вопросы, поэтому необходима обратная связь, чтобы определить потребности педагогов при реализации проекта.
В рамках круглого стола обсуждались вопросы: как заинтересовать и вовлечь учащихся в подготовку и проведение занятий «Разговоры о важном»; как активизировать участие членов классного коллектива в проекте; как привлекать родителей; как современному классному руководителю стать умелым управленцем, что для этого нужно и как контролировать этот процесс и др.
По мнению участников круглого стола, роль классного руководителя в жизни детей за последние годы сильно изменилась. И если раньше его задачи могли ограничиваться поверхностным контролем над школьной жизнью учеников, то теперь педагог должен вникать в особенности ребенка и умело администрировать образовательную стратегию в отношении каждого. Для этого нужно виртуозно владеть soft sкills, находить общий язык с детьми и общаться с ними как авторитетный наставник — в общем, быть мудрым руководителем.
Подводя итоги круглого стола, его участники определили проблемное поле вопросов, которые предстоит решать в дальнейшем.
Галина ДОЖДИКОВА,
канд. пед. наук, доцент кафедры
теории и практики воспитания
и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: