Круглый стол «Концепция дополнительного образования — 2030: реализация, проблемы, решения»

За круглым столом обсуждались «острые углы» реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года на уровне документа и практики в организациях дополнительного образования детей. Мероприятие вела доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО, кандидат педагогических наук Елена Боровская при участии руководителей и педагогических работников организаций дополнительного образования детей.

В новых условиях

В апреле 2022 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее — Концепция) и плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022—2024 годы) (далее — план)».

На государственном уровне происходил постепенный переход от решения задач, поставленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей, к новым вызовам в социально-экономическом развитии страны и процессов в мировом масштабе.

С 2014 года в Нижегородской области, как и во всей стране, увеличен охват дополнительным образованием; внедрена целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей; развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленностей, ориентированная на взаимодействие с организациями реального сектора экономики. Активно внедряется сетевое взаимодействие, коллективы образовательных организаций участвуют в грантовых и профессиональных конкурсах, реализуют адаптированные дополнительные общеобразовательные программы.

Проблемы и решения

Однако существует ряд проблем, связанных со спецификой межведомственного взаимодействия; реорганизацией и укрупнением организаций дополнительного образования; трудностями полноценного учета индивидуальных потребностей каждого ребенка; недостаточным развитием материально-технической базы и финансирования; кадровым обеспечением, и в первую очередь молодыми образованными педагогами, и др.

Также обозначилась тенденция перемещения программ дополнительного образования в организации общего образования. Взгляд на нее специалистов системы дополнительного образования неоднозначный: материальная база школ, безусловно, сейчас более оснащенная; помещения школ, как правило, лучше укомплектованы всем необходимым с точки зрения санитарных правил и безопасности детей; но специфика реализации дополнительных общеобразовательных программ и подходы педагогов организаций дополнительного образования более ориентированы на неформальные и активные формы и методы, открытое общение детей и педагогов, чем в школьном образовательном пространстве.

За круглым столом коллеги поделись не только проблемами, но и предложениями о том, каковы могут быть варианты их решения и какая помощь требуется организациям дополнительного образования от кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО.

Из опыта региона

Распоряжение Правительства Нижегородской области от 12.09.2022 № 1057-р «О мерах по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Нижегородской области» ориентирует нас на решение ведущих задач федеральной повестки Концепции.

В Нижегородской области совершенствуются нормативно-правовое регулирование и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. В качестве примера приведем созданные в рамках региональной инновационной площадки по проекту «Доброшкола» методические рекомендации по разработке (составлению) адаптированной дополнительной общеобразовательной программы (адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Во взаимодействии с коллегами

Для НИРО актуальной является задача развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей. Преподаватели института реализуют дополнительные профессиональные программы для руководителей и педагогов организаций дополнительного образования детей, для педагогов общего образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

В 2022 году были проведены курсы: «Успех каждого ребенка: цели и механизм реализации в образовательной деятельности» (для педагогов организаций дополнительного образования), «Образовательная и методическая деятельность в дополнительном образовании детей» (для педагогов и методистов организаций дополнительного образования), «Проектирование и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (совместно с Центром электронного обучения), «Актуальные вопросы дополнительного образования: вид спорта “шахматы”» (совместно с кафедрой физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения) и др.

Будем рады видеть вас на наших образовательных программах. А вопросы круглого стола предлагаем для вашего размышления:

— Что хорошего есть у вас и какими достижениями вы хотели бы поделиться с другими образовательными организациями в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования — 2030?

— Какие проблемы и трудности есть в ваших организациях в реализации дополнительных общеобразовательных программ с учетом положений Концепции?

— Какие пути и способы решения проблем и преодоления трудностей вы видите и готовы предложить на обсуждение коллегам?

Елена БОРОВСКАЯ,

канд. пед. наук, доцент кафедры

теории и практики воспитания

и дополнительного образования НИРО

 

Школа № 2, февраль 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN