Круглый стол «Концепция дополнительного образования — 2030: реализация, проблемы, решения»
За круглым столом обсуждались «острые углы» реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года на уровне документа и практики в организациях дополнительного образования детей. Мероприятие вела доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО, кандидат педагогических наук Елена Боровская при участии руководителей и педагогических работников организаций дополнительного образования детей.
В новых условиях
В апреле 2022 года вышло распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее — Концепция) и плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022—2024 годы) (далее — план)».
На государственном уровне происходил постепенный переход от решения задач, поставленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей, к новым вызовам в социально-экономическом развитии страны и процессов в мировом масштабе.
С 2014 года в Нижегородской области, как и во всей стране, увеличен охват дополнительным образованием; внедрена целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей; развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей технической и естественнонаучной направленностей, ориентированная на взаимодействие с организациями реального сектора экономики. Активно внедряется сетевое взаимодействие, коллективы образовательных организаций участвуют в грантовых и профессиональных конкурсах, реализуют адаптированные дополнительные общеобразовательные программы.
Проблемы и решения
Однако существует ряд проблем, связанных со спецификой межведомственного взаимодействия; реорганизацией и укрупнением организаций дополнительного образования; трудностями полноценного учета индивидуальных потребностей каждого ребенка; недостаточным развитием материально-технической базы и финансирования; кадровым обеспечением, и в первую очередь молодыми образованными педагогами, и др.
Также обозначилась тенденция перемещения программ дополнительного образования в организации общего образования. Взгляд на нее специалистов системы дополнительного образования неоднозначный: материальная база школ, безусловно, сейчас более оснащенная; помещения школ, как правило, лучше укомплектованы всем необходимым с точки зрения санитарных правил и безопасности детей; но специфика реализации дополнительных общеобразовательных программ и подходы педагогов организаций дополнительного образования более ориентированы на неформальные и активные формы и методы, открытое общение детей и педагогов, чем в школьном образовательном пространстве.
За круглым столом коллеги поделись не только проблемами, но и предложениями о том, каковы могут быть варианты их решения и какая помощь требуется организациям дополнительного образования от кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО.
Из опыта региона
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 12.09.2022 № 1057-р «О мерах по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Нижегородской области» ориентирует нас на решение ведущих задач федеральной повестки Концепции.
В Нижегородской области совершенствуются нормативно-правовое регулирование и методическое сопровождение системы дополнительного образования детей. В качестве примера приведем созданные в рамках региональной инновационной площадки по проекту «Доброшкола» методические рекомендации по разработке (составлению) адаптированной дополнительной общеобразовательной программы (адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Во взаимодействии с коллегами
Для НИРО актуальной является задача развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей. Преподаватели института реализуют дополнительные профессиональные программы для руководителей и педагогов организаций дополнительного образования детей, для педагогов общего образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
В 2022 году были проведены курсы: «Успех каждого ребенка: цели и механизм реализации в образовательной деятельности» (для педагогов организаций дополнительного образования), «Образовательная и методическая деятельность в дополнительном образовании детей» (для педагогов и методистов организаций дополнительного образования), «Проектирование и реализация адаптированных дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (совместно с Центром электронного обучения), «Актуальные вопросы дополнительного образования: вид спорта “шахматы”» (совместно с кафедрой физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения) и др.
Будем рады видеть вас на наших образовательных программах. А вопросы круглого стола предлагаем для вашего размышления:
— Что хорошего есть у вас и какими достижениями вы хотели бы поделиться с другими образовательными организациями в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования — 2030?
— Какие проблемы и трудности есть в ваших организациях в реализации дополнительных общеобразовательных программ с учетом положений Концепции?
— Какие пути и способы решения проблем и преодоления трудностей вы видите и готовы предложить на обсуждение коллегам?
Елена БОРОВСКАЯ,
канд. пед. наук, доцент кафедры
теории и практики воспитания
и дополнительного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: