«Разговоры о важном»: реализация в Нижегородской области
5 сентября прошлого года в российских школах и колледжах стартовал масштабный проект — цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», дающих возможность в увлекательной форме познакомить учащихся с традициями, историей и культурным наследием страны. Марина ЯМБАЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО, продолжает разговор об этом проекте, направленном на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Следовать за интересами детей
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью. 1 час из них рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Данные занятия проводятся во всех классах школ и группах СПО в начале каждой учебной недели по понедельникам. Всего в течение учебного года запланированы 34 занятия продолжительностью около 30 минут.
Содержание курса «Разговоры о важном» охватывает тематику: «Научное познание», «Развитие, самореализация», «Эстетика», «Традиционные семейные ценности», «Историческая память и преемственность поколений», «Социальное служение», «Приоритет духовного над материальным», «Ответственность», «Патриотизм, любовь к Родине», «Жизнь, достоинство, права и свободы человека», «Созидательный труд», «Культура здорового образа жизни».
«Разговоры о важном» — не уроки в традиционном понимании; они представляют собой обсуждение вопросов, которые интересуют школьников. Поэтому основной формат данных занятий — разговор или беседа с обучающимися, строящиеся с опорой на такие принципы, как интерес, сотрудничество, доверие, диалог.
Слово — классному руководителю
Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует возложить проведение занятий «Разговоры о важном» на классных руководителей (кураторов групп), учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев и т. д.
Педагогической основой данного внеурочного цикла стали идеи ценностно-ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода к реализации содержания образования.
Кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО была организована работа:
— регионального учебно-методического объединения классных руководителей и кураторов СПО Нижегородской области;
— очных площадок трансляций «Классный марафон»;
— площадки «Воспитание: в центре человек. “Разговор о важном” как актуальная форма работы, проблемы воспитания и роль классного руководителя в решении проблем» в рамках августовского регионального педагогического форума 2022 года;
— консультативных каналов (в Телеграме, ВКонтакте).
Были подготовлены методические материалы к занятиям «Разговоры о важном», содержащие контент, представленный по возрастам: для 1—2, 3—4, 5—7, 8—9 и 10—11-х классов и групп СПО. В дополнение к этому у обучающихся появляется доступ к проверенному информационному и медиаконтенту во ФГИС «Моя школа» и цифровом сервисе «Мой колледж».
В помощь учителю
Для каждой возрастной группы создан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя, видеоролик, интерактивные задания, презентационные материалы, плакат, инструкции и дополнительные материалы к занятию. В сценарии описаны последовательность этапов занятия, содержательная часть, имеются предложения по организации творческой деятельности обучающихся.
Форматы занятий разнообразны. Это могут быть беседа, дискуссия, мозговой штурм (решение кейсов), конкурс, музыкальная гостиная, коммуникативная, деловая, интерактивная игра и т. д.
При проведении занятий педагогу важно помнить о том, что ребенок на них не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать формам работы, в которых дети и подростки занимают активную позицию.
Видеоролик разработан как самодостаточный мотивационный элемент занятия, который содержательно полностью соответствует его тематике и сценарию, учитель может выбрать наиболее удобный момент для его демонстрации. При отсутствии возможности просмотра видеоролика педагог может воспользоваться презентационными материалами, составленными на основе видеоролика.
Интерактивные задания встроены в контекст занятия. Разработаны краткие инструкции для учителя по выполнению обучающимися интерактивных заданий, а также представлены подсказки (ответы).
В завершение каждого занятия предусмотрена обратная связь от обучающихся в виде опроса, причем содержание трех опросников для разных уровней образования различается в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Обратная связь реализуется через QR-код, размещенный в дополнительных материалах. Он выводится учителем на экран или предоставляется как раздаточный материал в распечатанном виде. Опрос является неперсонифицированным и занимает не более трех минут.
ПОДЕЛИТЬСЯ: