Классный руководитель в СПО
Куратор в СПО ежедневно выполняет большое количество задач, постоянно организует различные виды взаимодействия со студентами и их родителями. Основными направлениями его деятельности являются диагностическое, организационное, профилактическое, работа с документами, самообразование. Екатерина БЕРЕСНЕВА, преподаватель, куратор учебной группы Дзержинского педагогического колледжа, решила поговорить о каждом направлении подробнее.
Диагностика и организация
Диагностическое направление предполагает первичную диагностику студентов 1-го курса (анкета с личными данными, анкета по интересам), мониторинг процесса их адаптации; наблюдение в учебной и внеаудиторной деятельности, социально-психологическое тестирование, проведение индивидуальных бесед, мониторинг занятости и отдыха студентов в летний период, мониторинг активности и др.
Организационное направление — самое значительное в работе куратора, включающее:
— Организацию студенческого самоуправления в группе и колледже. В начале сентября выбирается актив группы.
— Проведение кураторских часов: знакомство с основными правилами поведения в колледже, уставом колледжа (на 1-м курсе), «Разговоры о важном» каждый понедельник, а также кураторские часы по профилактике вредных привычек, асоциального поведения, ВИЧ/СПИД и т. д. Некоторые кураторские часы я провожу сама, а какие-то поручаю провести студентам.
— Подготовку к конкурсам, концертам. Вместе со студентами мы обговариваем сценарий, распределяем роли, репетируем. Подросткам важно, чтобы куратор всегда был рядом. В колледже есть интересная традиция — концерт ко Дню учителя проходит в формате «Две звезды», то есть в концертном номере обязательно должен участвовать педагог.
— Организацию экскурсий со студентами: по различным городам, в театры, музеи, на выставки. Любая совместная деятельность куратора с обучающимися дает большой положительный результат: студенты становятся единомышленниками со своим классным руководителем, находятся с ним «на одной волне».
— Посещение общежития. Необходимо проверять порядок, чистоту, условия для выполнения домашних заданий, микроклимат в комнате.
Знакомство с родителями
Важная часть деятельности куратора — взаимодействие с родителями студентов. Данная работа отличается от той, что проводится в школе. Во-первых, многие родители живут в других городах и возможности приехать у них нет; во-вторых, они часто считают, что их дети уже взрослые. Поэтому нужно правильно построить общение:
— познакомиться с каждым родителем, хотя бы по телефону;
— ставить в известность о пропусках занятий, успеваемости, поведении ребенка в чате или по телефону;
— проводить родительские собрания (сейчас это можно делать в Zoom).
Возможно, кто-то задается вопросом: «Что говорить родителям на собрании?» Тем достаточно много:
— на 1-м курсе — знакомство с уставом колледжа и образовательным процессом, проблемы адаптации, профилактика вредных привычек, посещаемость, успеваемость, мониторинг активности;
— на 2-м курсе к этому добавляются требования к прохождению практики;
— на 3–4-м курсах — итоги семестровой аттестации, выпускные мероприятия и т. д.
Работаем с документами
Еще одно направление работы — оформление документации. Оформляется папка куратора, включающая в себя несколько блоков:
— Нормативный блок: перечень документов, регламентирующих деятельность куратора учебной группы и жизнедеятельность студентов в колледже (устав колледжа, рабочая программа воспитания, положение о кураторе учебной группы, единые правила поведения студентов, положение о студенческом самоуправлении, положение о студенческом совете, положение о порядке применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, положение об организации дополнительного образования студентов, положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, положение о премировании и поощрении студентов, положение об общежитии; планы воспитательной работы за весь период обучения; анализы выполнения планов воспитательной работы).
— Информационный блок (сведения о студентах, социальный паспорт, студенческий актив группы, графики учебного процесса группы).
— Диагностический блок (анкеты, методики диагностирования, результаты психолого-педагогической диагностики, грамоты, дипломы, благодарности группы).
— Контрольный блок (учет активности студентов во внеаудиторной работе; учет посещения студентов, проживающих в общежитии; учет индивидуальной работы со студентами и их родителями; протоколы родительских собраний; характеристики студентов; учет посещаемости и успеваемости студентов группы и др.).
— Статистический блок (форма СПО, учет ведения документации студентов группы).
— Методический блок (методические разработки внеклассных мероприятий, кураторских часов, методические рекомендации для кураторов, памятки, фотографии).
Наставник и помощник
Самообразование включает в себя изучение нормативных документов федерального, регионального и локального уровней. К ним относятся ФГОС, учебный план по специальности, устав образовательной организации, должностные обязанности куратора, методическая литература по проблемам воспитания и др. Важны участие в заседаниях методического объединения кураторов, научно-практических конференциях по вопросам воспитания, конкурсах профессионального мастерства, различных воспитательных мероприятиях, обучение на курсах повышения квалификации.
Работа куратора непростая, требующая много сил, времени, творческого подхода, любви к детям и обязательно жизненного опыта. Ведь подростки — амбициозные и импульсивные, скрытные и ранимые, и к каждому из них нужны индивидуальный подход, чуткость, внимание и забота. Поэтому важно стать для них мудрым наставником и помощником.
ПОДЕЛИТЬСЯ: