«Любовь к родине — не отвлеченное понятие»
Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма — задача сложная и длительная. Но если решать ее с самого раннего возраста, то непременно можно видеть результат в любви воспитанников к своей семье, дому, родному краю, отмечает Мария КАБАЕВА, воспитатель детского сада «Радуга» р. п. Бутурлино.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом патриотическое воспитание должно начинаться уже в младшем дошкольном возрасте.
Основными целями и задачами при этом является формирование:
— образа я;
— уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной организации;
— гендерной и семейной принадлежности.
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников охватывает несколько блоков.
Блок «Моя семья. Мой дом»
Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям. Впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям; растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Малыши должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
По данной теме в группе был собран большой материал. Родители оформили альбомы «Моя семья», которые помогли познакомиться с семьями воспитанников. В них представлены фотографии папы, мамы, братьев, сестер, бабушек, дедушек. Ребята, опираясь на фото, рассказывали о своей семье, называли, как кого зовут. Хочется отметить, что дети с удовольствием рассматривают данные альбомы, говорят о своих близких со сверстниками в самостоятельной деятельности.
Для знакомства с домами воспитанников оформили альбом «Дом, в котором я живу», в нем представлены фото малышей у дома. Он помогает формировать семейные ценности, а также знакомит с архитектурными постройками.
В течение года наши папы и мамы, девочки и мальчики оформляли настенные газеты. Также в группе есть картотеки пальчиковой гимнастики, физкультминуток, подборка сказок, пословиц, стихов о семье.
Блок «Мой детский сад»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, его территорией.
Знакомство с детским садом мы начали со знакомства детей с группой, с правилами поведения в ней. Например: в столовой (Когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (Поиграл — бери).
Потом провели экскурсию по зданию детского сада, посетили медицинский кабинет с целью знакомства воспитанников с профессией медицинского работника. Состоялась экскурсия на пищеблок, где малыши встретились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока, назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как готовят для них вкусную и полезную пищу.
Далее прошла экскурсия по территории детского сада. Воспитанники увидели клумбы, прогулочные участки, спортивную площадку, игровое оборудование, посетили «Сад Памяти», обратили внимание на растения, растущие на его территории (яблоня, крыжовник, слива, вишня и др.). В ходе экскурсии малышам напомнили правила бережного отношения к растениям и животным.
По данному блоку был оформлен познавательный альбом «Сотрудники детского сада», который помог дошкольникам познакомиться и запомнить сотрудников ДОО. С территорией детского сада нам помогал знакомиться ее макет, сделанный родителями воспитанников. Ребята с удовольствием рассматривали его, искали свой вход в здание, свою прогулочную площадку.
Задача воспитателя в данном блоке — создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду, где отношения между взрослыми и детьми построены на доброжелательности, взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Тогда малыши будут испытывать любовь и привязанность к родному дому, с удовольствием ходить в детский сад.
Блок «Родной поселок»
Дошкольник уже к четырем годам должен знать названия своей улицы и той, на которой находится детский сад. Решать эту задачу мы начали с оформления альбома «Достопримечательности поселка», где собрали фотографии важных общественных мест нашей малой родины. С опорой на альбом обогащали знания детей о достопримечательностях поселка и их значении для общества.
Был оформлен альбом «Улица, на которой я живу». Он помог каждому ребенку увидеть многообразие улиц поселка, запомнить название улицы, на которой он живет. Родители смоделировали макеты улиц, которые помогли воспитанникам узнать о названии и строении определенной улицы, социально значимых объектах, расположенных на ней.
Также мы с детьми посещали зону макетов, созданную в детском саду, где знакомились с достопримечательностями нашего поселка.
В старшем возрасте планируем выходить на экскурсии для полного изучения поселка.
В группе создан центр нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Вся наша работа в этой сфере осуществляется в тесном контакте с родителями как активными участниками образовательного процесса. Совместно с ними мы стремимся научить детей искренне любить свой дом; проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам; беречь свой дом, улицу, достопримечательности поселка; с уважением и почитанием относиться к педагогам, пожилым людям, ветеранам.
ПОДЕЛИТЬСЯ: