Воспитатель в группе комбинированной направленности для детей с ТНР
В последнее время нарушение речи с замедлением темпа развития психики стало все более распространенным явлением среди дошкольников. В связи с этим возникает необходимость создания групп комбинированной направленности в ДОО для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), отмечает Светлана АДМИРАЛОВА, воспитатель Починковского детского сада № 2.
Инклюзия в действии
ФГОС ДО одной из основных задач определяет «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе и ограниченных возможностей здоровья)». Поэтому в группах комбинированной направленности одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с общим недоразвитием речи на основании заключения ТПМПК.
Воспитание и образование детей в комбинированной группе строятся в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольной организации, а также по специальным коррекционным программам, предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей ребенка. В группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ предусматривается четкая организация коррекционного процесса, эффективность которого во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.
Содружество специалистов
Важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатель включается в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых автоматизмов. В то же время воспитатель берет на себя ведущую роль в процессе формирования неречевых психических процессов и расширения кругозора детей, обеспечивает условия для сохранения и поддержания их нравственного и физического благополучия. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения индивидуального коррекционного образовательного маршрута, преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи являются:
— необходимая коррекция речевых нарушений у воспитанников;
— предупреждение нарушений устной и письменной речи, развитие высших психических функций;
— развитие произвольного внимания к звуковой стороне речи;
— воспитание стремления преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в адаптивной среде.
Важен каждый ребенок
Специфика деятельности воспитателя в группе комбинированной направленности для детей с ТНР такова:
— Вся коррекционно-воспитательная работа в группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, по которым проводит занятия учитель-логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении воспитанников, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.
— Ежедневно воспитатель выполняет рекомендации учителя-логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений у каждого ребенка.
— Занимаясь с воспитанником автоматизацией звуков, воспитатель обязан помнить о том, что весь фонетический материал должен проговариваться с обязательным выделением закрепляемого звука голосом — произноситься утрированно.
Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической, лексической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как дошкольник все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно, выразительно и добиваться того же от ребенка.
— Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.
— Воспитатель принимает активное участие в создании коррекционной предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда.
Тяжелые нарушения речи исправимы
Воспитатель группы комбинированной направленности для детей с ТНР не должен:
— торопить ребенка с ответом;
— перебивать речь и грубо одергивать его (следует тактично показать образец правильной речи);
— заставлять воспитанника произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
— давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Воспитателю необходимо:
— постоянно следить за речью детей, воспитывать у них критическое отношение к собственной речи;
— если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.
Таким образом, успех коррекционно-воспитательной работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
ПОДЕЛИТЬСЯ: