«Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Каждому человеку на определенном этапе жизни неизбежно приходится задаваться вопросом: «Кем быть?», который является важным решением не только для него лично, но и для общества в целом. Между тем личностное и профессиональное самоопределение закладывается еще в раннем возрасте — дошкольном, когда ребенок начинает познавать свои возможности. Малыш в игровой форме осваивает основные виды профессиональной деятельности. И нам, воспитателям, нужно суметь найти правильный баланс между предоставлением возможности свободного развития ребенка и умением управлять этим развитием, рассуждает Татьяна КВАДРИЦИУС, воспитатель детского сада № 33 «Золотая рыбка»» Кстова.
В системе работы с дошкольниками по формированию у них предпосылок личностного и профессионального самоопределения нужно правильно учитывать возможности ребенка. Такая деятельность должна строиться на эмоционально-познавательном восприятии воспитанниками окружающего мира и проходить красной нитью через весь воспитательно-образовательный процесс.
Основным принципом формирования предпосылок личностного и профессионального самоопределения я считаю принцип системности, в котором заложены основные линии дошкольного образования: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка. Поэтому главной целью моей работы стали выявление и закрепление предпосылок личностного и профессионального самоопределения дошкольника.
Мною были определены следующие задачи:
— создание предметно-пространственной среды в группе детского сада и формирование умения манипулировать игрушечной атрибутикой различных профессий;
— организация условий и возможностей для знакомства детей с различными профессиями (посещение музеев,
библиотек, приглашение родителей, социальных партнеров, применение ИКТ-технологий);
— обогащение активного и пассивного словаря дошкольников;
— воспитание чувства уважения к представителям различных профессий.
Основами решения данных задач стали принципы:
— системности, последовательности и постепенности изучения познавательного материала;
— наглядности (дети рассматривают иллюстрации, рисунки, атрибуты различных профессий, книги);
— мотивации, подразумевающий желание и стремление к достижению поставленной цели.
Моя работа строится от ознакомительного этапа к практическому, то есть сначала мы наглядно знакомимся с конкретной профессией; затем приглашаем в группу нашего детского сада ее представителя, который проводит рассказ, беседу о своей профессии; далее в форме викторины или игры полученные знания закрепляются. Дети с большим удовольствием проигрывают в сюжетно-ролевых играх каждую из изученных профессий, посещают экскурсии, участвуют в тематических праздниках и педагогических проектах воспитателей. В результате у ребенка складывается четкое представление о разных видах профессий, формируются заинтересованность и желание подражать людям. Все это способствует формированию условий осознанного выбора своей профессиональной деятельности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: