Безопасное поведение детей в быту
Современная жизнь доказывает, что лишь культура безопасного поведения, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность человека. Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Содействовать формированию безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, считает Надежда СОКОЛОВА, воспитатель детского сада комбинированного вида № 4 Выксы.
Такие особенности ребенка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр., создают опасные ситуации для дошкольников. Поэтому взрослым, окружающим детей, следует защищать ребенка, беречь его здоровье, а также подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.
Но невозможно все время водить малыша за руку и быть с ним рядом. Нужно своевременно и доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить дошкольников неукоснительно выполнять правила поведения, от которых зависят их здоровье и безопасность. Самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых.
У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развиты умения анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь воспитанников от опасностей, не подавив в них при этом естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» так актуально в современном дошкольном образовании.
Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм, главная особенность которых состоит в том, что задания предлагаются ребятам в игровой форме. Малыши играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Важно подобрать игру соответственно детским возможностям, то есть такую, чтобы воспитанники действительно увлеклись ею.
Я использую различные дидактические игры по разделу «Безопасность в быту». Хочу представить вам некоторые из них.
Игра «Убери на место»
Задачи: формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома.
Ребята выбирают игровое поле, у меня — изображения кухни, гардеробной, детской, ванной комнаты. Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Игра «Что мы знаем о вещах»
Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать память; формировать навыки сотрудничества.
В игре участвуют четыре ребенка и один ведущий. Каждый берет по игровой карте с изображением травмы. Ведущий поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом.
Игра «Мы — спасатели»
Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Воспитатель кладет на игровую карту картинку с изображением опасной ситуации. Ребенок рассматривает ее и из всех карточек с изображениями действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
ПОДЕЛИТЬСЯ: