Конструирование из бросового материала
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры закладываются в дошкольном возрасте. Согласно ФГОС ДО педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии. Эффективным средством формирования экологической культуры дошкольников является конструирование из бросового материала. Об этом рассказывает Елена МОРОЗОВА, старший воспитатель детского сада ¹ 3 «Улыбка» села Таремское Павловского округа.
Экологическая культура в предметно-развивающей среде
В нашей дошкольной образовательной организации экологическая культура с использованием конструирования формируется на основе плана. В группе педагогами организованы центры, которые обеспечены различными природными и бросовыми материалами, материалом для экспериментирования и исследовательской деятельности, в чем также принимали участие родители. Центры оснащены следующими материалами: разная по качеству и цвету бумага, ткань, поролон, нитки, проволока, кусочки дерева, пластиковые бутылки, крышки, пуговицы, цветные стекла, камни, газеты, фантики от конфет, скрепки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа, опилки, коллекции ракушек, камней, бусинок, принадлежности для рисования, пластилин, кисти, ватные палочки, стаканчики-непроливайки и т. д.
Бросовый материал — интересное конструирование
Согласно СанПиНу и требованиям безопасности детей в ДОО бросовый материал для конструирования хранится в емкостях, чистым, не имеет острые и режущие края, не слишком мелкий. Весь материал в уголке динамичен, прост, дешев и доступен.
Также в ДОО нами организована работа по формированию у дошкольников экологической культуры: просмотр презентаций, книг «Умные руки», «Мастерим с родителями», видеороликов, рассказ воспитателя, мастер-классы и др. Из них дети узнают, что из многих ненужных вещей делают предметы интерьера, сувениры, игрушки. Изучая энциклопедии, ребята получают сведения о том, что ежегодно огромное количество отходов приводит к образованию свалок, где могут быть опасные и вредные для организма человека отходы. Многие отходы можно использовать в промышленности.
Экологические занятия — залог успешности воспитания
Чрезвычайно важен данный процесс в форме ООД. Например, в ходе занятия «Мусор вокруг нас» мы сформировали представления детей о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов, стимулировали интерес к исследовательской деятельности, совершенствовали умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы, активизировали словарь (сортировать, бросовый материал, бытовые отходы), развивали логическое мышление, внимание и память, умение устанавливать причинно-следственные связи экологического характера, учили доказательно строить суждения по проблеме экологии (загрязнение окружающей среды, причины и решение проблемы).
Например, на занятии по конструированию из бросового материала «Белая кувшинка» старались помочь детям проявить творческие способности и коммуникативные качества при помощи совместной деятельности в паре по экологической проблеме. На занятии использовали пластиковые бутылочки из-под йогурта, разделенные на две части; ножницы, клей, цветную бумагу.
На занятии «Пчелка» обучали воспитанников изготавливать поделки из бросового материала, познакомили с информацией о насекомых нашего региона.
Ежегодно дошкольники и их родители активно участвуют в акции «Покормите птиц», делают кормушки. Предварительно проведены наблюдения за птицами на прогулке, беседа «Зимующие птицы», рассматривание картинок с изображением зимующих птиц, игры «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Узнай по голосу» и др.
На занятии «Превращение коробки» выполнялись поделки на усмотрение детей и относительно их воображения, но перед этим мы показали им фрагменты о мусоре, свалке из коробок; старались, чтобы ребята сами смогли увидеть экологическую проблему, а затем предложили использовать коробку для конструирования.
Экологический театр
В ходе театральной деятельности дошкольники участвовали в постановке экологической сказки про лягушку, где героями стали выполненные их руками игрушки. Театр позволяет развивать воображение воспитанников, способность понять экологическую проблему, умение сочувствовать и помогать героям.
Таким образом конструирование является эффективным средством формирования экологической культуры и экологического мышления у дошкольников в ходе практической деятельности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: