«С чего начинается Родина?»
Проблема патриотического воспитания всегда была важной и насущной, а в наши дни становится особенно актуальной. Процесс воспитания будущего патриота своей страны должен начинаться в дошкольном детстве, считает Светлана ДЕСЯТОВА, дефектолог детского сада № 41 с. Чернуха Кстовского района.
Пойдем на экскурсию?
Одна из наиболее эффективных форм работы по ознакомлению с малой Родиной — тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест мы начинаем со знакомства воспитанников с детским садом, его помещениями, сотрудниками, местонахождением по отношению к дому. Дети, ежедневно наблюдая за тем, что они встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде по сезонам, разглядывая производственные и социокультурные объекты, учатся выделять интересное и красивое вокруг себя.
Особенно яркие эмоции у дошкольников вызывают экскурсии в краеведческом музее, где сотрудники в игровой форме, используя загадки, пословицы и поговорки, народные песни и танцы, знакомят малышей с историей их Родины, с традициями, обычаями, бытом местных жителей. Подобные экскурсии обогащают внутренний мир детей новыми яркими впечатлениями, позитивными эмоциями; а знания, приобретенные в процессе таких мероприятий, отложатся надолго, учитывая то, что дошкольники имеют наглядно-образное мышление.
Рядом с героями
Еще одна форма патриотического воспитания — встречи с интересными людьми, например, с ветеранами Великой Отечественной войны, которые ежегодно приглашаются на праздничные утренники, посвященные Дню Победы. Малыши с удовольствием читают героям стихи о родном крае, о Победе, исполняют песни и танцы, а гости поют ребятам песни фронтовых лет, аккомпанируя себе на гармони. Дети всегда гордятся личным знакомством с настоящими ветеранами.
Участие в поднятии флага (старшая и подготовительная группа — каждый понедельник в 8-00), развлечениях, праздниках, викторинах, спортивных эстафетах, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы, русским народным традициям, семье, значительно расширяет представления воспитанников о государственных праздниках и народных традициях, помогает воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. Большой эмоциональный отклик отмечается у дошкольников при их участии в совместных с родителями акциях, приуроченных к какой-либо значимой дате: в посадке деревьев, кустарников, цветов на участке детского сада, возложении цветов к могиле Неизвестного солдата.
Город, в котором я живу
Знакомство с родным краем осуществляется на занятиях познавательного характера: малыши узнают о любимом детском саде, об улицах города (образцы мужества и героизма на фронте проявили многие кстовчане, несколько человек удостоены звания Героя Советского Союза, и в честь них названы шесть местных локаций: улицы Чернова, Ступишина, Сутырина, Чванова, Талалушкина, проспект капитана Рачкова), о социокультурных объектах (детская музыкальная школа, библиотека, краеведческий музей и т. д.), о достопримечательностях. В результате таких занятий возрастают познавательный интерес к истории родного города, уважение к знаменитым землякам.
Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем городе и районе дети получают на занятиях: «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает дошкольникам понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение к людям, населяющим наш район.
Свои впечатления от увиденного ребята, как правило, отражают в продуктивной деятельности: лепке, рисовании, аппликации. Они не только учатся изображать предметы и явления окружающей жизни в разных техниках, но также знакомятся с народными промыслами: изучают росписи и старательно воспроизводят их.
Познавать окружающий мир
Особое место в нашей работе занимает создание соответствующей предметно-развивающей среды. В уголке патриотического воспитания размещены фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с городом и районом, символика района и области, тематические папки «Знаменитые земляки», альбомы «Память», «Природа нашего края», дидактические игры, а также материалы для ознакомления с родной страной.
Таким образом, патриотическое воспитание в нашем детском саду носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников. В этом нам также помогает метод проектов, позволяющий развивать у воспитанников познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте позволяет детям систематизировать полученные знания, у них появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. А перед нами, педагогами, открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, воспитателей и родителей.
ПОДЕЛИТЬСЯ: