Незабытый голос Макаренко

Год педагога и наставника в России немыслим без классики педагогической литературы – «Педагогической поэмы» советского писателя и педагога Антона Семеновича Макаренко. ГТРК «Нижний Новгород» при поддержке НИРО инициировала создание радиоспектакля по произведению, ставшему библией педагогической идеи для многих поколений учителей. О своем участии в данном проекте повествует Дарья СУФЛИДИ, учитель русского языка и литературы школы с углубленным изучением отдельных предметов № 183 им. Р.Е. Алексеева Сормовского района Нижнего Новгорода (на фото на с. 4 — третья справа).

 

 

Я не знаю ни одного человека, которому бы нравился звук своего голоса в записи. Когда я слышу свой, мне он кажется не самым приятным (мягко говоря). Ученые назвали этот феномен неприязни звука собственного голоса голосовой конфронтацией и даже вполне логично объяснили некоторыми физиологическими особенностями. Но от этого мой голос не становится приятнее, к сожалению.

Всю жизнь я провела с убеждением, что звук моего голоса — нечто среднее между жужжанием газонокосилки, у которой заканчивается топливо, и хриплым басом Ирины Аллегровой. Поэтому когда я увидела новость о начале отбора участников проекта «Радиоспектакль “Педагогическая поэма”», подумала, что незачем мне обрекать тысячи слушателей на мучения из-за моего голоса. Но, как и всякий учитель, я крайне любознательна, поэтому запись на конкурс все же отправила: очень хотелось увидеть, как создаются радиоспектакли и аудиокниги.

По заданию, нужно было прочитать отрывок из любого литературного произведения. Долго выбирать не пришлось: «В белом плаще с  кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат...»

Запись длительностью в минуту была сделана с первого раза, без репетиций. Я без особенного удовольствия прослушала, что получилось: не записал ли диктофон кроме моего чарующего голоса истошное мяуканье кота Коржика, изображающего голодный обморок возле своей миски. Оказалось, что записал. Но переделывать я не стала, мне показалось, что приглушенное настойчивое «мяу» даже создает особенную атмосферу. К тому же мой Коржик черный и весьма упитанный, прямо как булгаковский Кот Бегемот.

Я отправила запись и забыла о ней. Признаться честно, я даже подумать не могла, что меня пригласят в проект.

Прошло несколько недель. Я бесцельно листала ленту во ВКонтакте и увидела новость о том, что отбор закончен, опубликован список участников. И я среди них. Сначала я решила, что на роль утвердили Коржика, он вполне мог бы озвучивать тормоза поезда, например. Или гудок, если будет в хорошем настроении. Однако ошибки не было, чуть позже на мою электронную почту пришло письмо с распределением ролей. Я должна была озвучивать Лидию Петровну. Это молодая энтузиастка, чувствительная, восторженная, эмоциональная, тонкая, ранимая. Я была уверена, что данный образ совершенно не подходит моему низкому грубоватому голосу. Но вот настал день записи, и все сомнения развеялись.

Запись проходила в студии ВГТРК. Оказаться внутри этого легендарного здания уже было интересно: на входе меня встречал Евгений Карпов (на фото слева), журналист, автор идеи проекта. Мы поднялись на второй этаж, и  он начал ловко лавировать в узких длинных коридорах, которые соединялись множеством дверей, пересекались другими коридорами. Настоящий лабиринт! Наконец мы оказались в просторной студии. Оказалось, что я не лишена актерского таланта, многое было записано с первого раза. Евгений подсказывал интонацию, эмоцию, тембр голоса, который должен получиться. Мне сам процесс очень понравился.

Через несколько месяцев была опубликована первая часть радиоспектакля «Педагогическая поэма». Узнать свой голос было непросто, он звучал намного приятнее, чем в диктофонной записи с арией кота на фоне: выше, чище. Звукорежиссер провел большую работу. Он не просто свел все наши голоса воедино, создав ощущение реального диалога и присутствия (хотя все участники записывали свои реплики по отдельности), но и добавил различные звуковые эффекты, погружавшие в атмосферу времени еще глубже.

Все роли были исполнены педагогами Нижегородской области. В записи принимали участие: Артем Шумилин (Антон Макаренко), Мария Аверьянова (Екатерина Григорьевна), Александр Гущин (Калина Иванович и чиновник), Марина Малышева (Артем Волохов), Кристина Кондратьева (Раиса), Ксения Орлова (Шарин), Наталья Чернова (медсестра), Юлия Шилова (чекист и милиционер), Кристина Пендрякова (мужчина), Алена Яруничева (второй воспитанник), Мария Большакова (прокурор).

На региональном Форуме классных руководителей, проходившем в конце апреля в «Школе 800», всех участников и создателей радиоспектакля наградили.

Услышать проект можно на волнах «Радио России. Нижний Новгород» и на одноименной странице во ВКонтакте.

 

Школа № 6, июнь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN