Сетевой проект в развитии коммуникативной компетенции
В современной жизни роль английского языка значительно возросла, так как он является средством международной коммуникации. И перед педагогом стоит задача сделать его более доступным и интересным для каждого ученика, утверждает Лилия ГАВРИЛИНА, учитель английского языка гимназии № 67 Московского района Нижнего Новгорода.
Согласно ФГОС общего образования целью обучения иностранным языкам является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и возможности осуществлять реальное общение.
С 2007 года наша гимназия сотрудничает со школами по всему миру в рамках совместного проекта «Вместе в будущее». Он способствует реализации деятельностного подхода в обучении, который означает готовность к саморазвитию, непрерывному образованию, а в процессе обучения иностранным языкам — познанию иностранной культуры в ее диалоге с родной. Учащийся должен знать свой край, чтобы вести разговор с иностранным сверстником на равных. Не произойдет диалога двух культур, если школьники затрудняются рассказать о родном крае и его достопримечательностях.
Исходя из этого, возникает необходимость изучения родного края, его истории, культуры, традиций. Поэтому мы целенаправленно формируем у ребят умение представлять свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. То есть в основе нашей деятельности лежит принцип, направленный на раскрытие гражданской идентичности и формирование гражданской активности учащихся через интернациональное воспитание (тем более в гимназии, где ведется углубленное изучение иностранного языка), другими словами, принцип компаративности, имеющий в виду предъявление и использование краеведческих материалов страноведческого характера — своеобразное «соизучение» школьниками языков и культур стран изучаемого языка.
Изменение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет педагога искать новые формы и приемы обучения, повышения мотивации учащихся. А опыт работы показал, что запоминание грамматических правил, выполнение упражнений по заданию учителя на каждом уроке делают процесс обучения скучным и однообразным.
Моя основная педагогическая технология — сетевые проекты, позволяющие создать среду для самореализации каждого ребенка. Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учеником комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Именно благодаря данной технологии мне удается заинтересовать детей и сделать их исследовательскую работу продуктивной.
Работая над проектом, гимназисты учатся самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Преподаватель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная деятельность сплачивает детский коллектив: растет взаимопонимание, улучшается взаимодействие учащихся, повышается ответственность не только за свою работу, но и работу всей группы. Каждый ученик старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат собственного труда.
Сетевые проекты при изучении английского языка с использованием краеведческого материала способствуют формированию у ребят познавательного интереса к изучению иностранного языка и истории родного города, развитию самостоятельности, умения сотрудничать, творческих способностей, коммуникативных навыков, культуры общения и рефлексии. Гимназисты, защищая свой проект, перестали бояться говорить перед одноклассниками на иностранном языке. Работая над проектами, учащиеся расширили свой словарный запас. У них появилось желание участвовать в новых проектах и творческих конкурсах по английскому языку.
Итак, метод проектов четко ориентирован на реальный, практический результат, значимый для школьника. У каждого ученика есть возможность развивать свои способности и таланты, проявлять и проверять себя в лидерстве. У ребенка появляется личная ответственность за собственные знания, которые он использует в реальной деятельности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: