Прогулки по родному краю
Ольга ЧИРКОВА, учитель биологии и химии Карповской школы Уренского округа, описывает информационно-методический материал для организации и проведения экскурсий на уроках и внеурочных занятиях естественнонаучной направленности со школьниками.
«Как прекрасен этот мир, посмотри…»
Одной из форм работы учащихся по предметам естественнонаучной направленности является экскурсия. Школьная экскурсия — это форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Любая экскурсия имеет огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они соприкасаются, ощущение ее гармонии воздействуют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, уважительного отношения ко всему живому. Главными методом познания на экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями между ними.
Я являюсь руководителем эколого-биологической деятельности в школе, и экскурсии позволяют мне в короткое время предоставить учащимся большой объем знаний. Не зря пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Так экскурсия помогает ребятам запоминать информацию эффективнее, чем на лекции или в ходе беседы.
Люби и изучай свою малую родину
Экскурсия основана на восприятии детьми изучаемых объектов и явлений в естественной обстановке. Особенности нашей местности позволяют мне использовать в своей деятельности именно такую форму работы. Это и удобное расположение нашего села Большого Карпова, на территории которого протекает река Уста, есть различные водные объекты. В окрестностях школы находятся березовый парк, благоустроенная пришкольная территория, на которой растут в основном цветочные культуры и различные породы деревьев. Также в шаговой доступности луга, поля, леса, где имеется огромное количество разнообразных дикорастущих растений, обитают многочисленные виды животных. Это позволяет проводить экскурсии по направлениям ботаники, зоологии, общей биологии, экологии, краеведения.
При выходе на природу я учу школьников не только находить в окружающей среде объекты живой природы, но и анализировать, сравнивать и сопоставлять ее явления. В ходе практических заданий формирую навыки исследовательской деятельности, которая в дальнейшем нацеливает ребят на написание и оформление исследовательских работ. Все это позволяет мне расширить экскурсионные возможности и естественным образом сделать экскурсию более интересной, емкой и эффективной.
Механизм реализации экскурсионного метода
Разработка и проведение мною экскурсий предполагают четыре этапа:
— 1-й этап — организационный (составление календарного плана экскурсионно-краеведческой деятельности на год с учетом своеобразия местных условий, с акцентом на постепенное усложнение материала экскурсий и выполняемых школьниками работ);
— 2-й этап — подготовительный (планирование и создание экскурсии);
— 3-й этап — основной (проведение экскурсии, выход учащихся к изучаемым объектам и усвоение материала, выполнение практической части);
— 4-й этап — итоговый (анализ экскурсионной деятельности (успехи и недостатки), обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов).
При реализации этапов экскурсий я составляю подробный алгоритм действий учителя и учащихся и для этого создаю методическую разработку экскурсии.
Структура методической разработки
Методическая разработка — документ, определяющий, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ, какую методику и технику ведения применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.
Оформление разработки имеет следующую структуру.
1. Титульный лист с указанием наименования образовательной организации; названия темы экскурсии; ее продолжительности; фамилии, имени и должности составителя; даты проведения экскурсии.
2. Цель и задачи экскурсии.
3. Вступление.
4. Схема маршрута экскурсии, сведенная в таблицу с указанием объектов, остановок во время экскурсии и информации о работе на маршруте.
В схеме можно выделить следующие графы: «Маршрут экскурсии» (указываются точки экскурсии в соответствии с последовательностью показа объектов); «Остановки» (указываются точки маршрута, где предусмотрены остановка, осмотр объекта); «Объекты показа» (перечисляются основные просмотренные объекты, которые показываются на остановках); «Подтема и перечень вопросов» (краткая запись, раскрываемая на данной точке и с данным объектом); «Организационные моменты» (обеспечение безопасности при передвижении экскурсантов на маршруте, правила поведения, охраны объектов); «Методические моменты» (используемые методические приемы на экскурсии).
Такая многогранная экскурсия
Перед выходом на экскурсию обязательным является инструктаж по технике безопасности для каждого школьника.
Во время экскурсий используется теоретический материал по тематике занятий. Главное — выполнение практических заданий: собрать природный материал, который будет необходим на уроке при изучении новых тем, на внеурочных и внеклассных занятиях.
Школьники в ходе экскурсии должны обязательно заполнять дневник наблюдения, в котором ими фиксируются не только погодные условия, но и ход всей экскурсии. Для проведения практической работы мы берем необходимое оборудование в зависимости от содержания экскурсии. Для определения видовых названий живых объектов применяется специальная дополнительная литература.
Результаты экскурсий учащиеся оформляют в виде письменного отчета, фотографий, видео. В своей практике я использую следующие задания: написать сочинение, стихотворение, составить памятку, нарисовать рисунок. Например, ребятами разработаны памятки: «Питание для птиц», «Создание учебного гербария».
Для повышения эффективности познавательной деятельности учеников во время проведения экскурсий я использую игровые методы, например, для изучения видового состава растений мною разработаны ребусы, загадки на определение изучаемых растений.
Цель достигнута
Благодаря экскурсиям у школьников формируются целостная картина мира, ответственное отношение и любовь к природе, к Родине. Успех экскурсии во многом зависит от подготовки учителя к занятию, от участия самих детей в ней.
В рамках своей педагогической деятельности я организовала и провела множество экскурсий. В сфере информационных технологий я стала практиковать виртуальные экскурсии и привлекать к такой форме работы школьников.
Алгоритм организации экскурсионной деятельности естественнонаучной направленности и структура методической разработки не только позволяют мне легко и быстро готовиться к экскурсиям, но и дают видимый образовательный эффект. Экскурсии становятся более разнообразными и находят отклик у детей, что отражается в результатах их проектно-исследовательской работы.
ПОДЕЛИТЬСЯ: