Проект «Семь “Я”»
Использование метода проектов на уроках и для выполнения домашних заданий позволяет сформировать большую часть универсальных учебных действий, уверена Ирина СЕДОВА, учитель истории и обществознания школы № 1 Ворсмы Павловского округа. При этом развиваются и личностные, и регулятивные, и общеучебные УУД.
Как всё начиналось
Проект «Семь “Я”» реализуется в 10-м классе в течение двух уроков обществознания. Итогом работы являются создание презентаций каждой группой учащихся по выбранной теме, проведение открытого урока, выступление на родительской конференции.
Итак, предварительно учащиеся изучили теоретический материал по теме «Семья»; понимали необходимость глубокого изучения вопросов, касающихся создания и сохранения семьи.
Из интервью с учениками 10 а класса — участниками проекта: «Нам проблему “подсказали” “уроки жизни”. Цифры статистики говорят сами за себя. В 2017 году всего семей в России был 51 миллион. Из них 48 % — бездетные, 34 % — с одним ребенком, 15 % — с двумя детьми, 3 % — многодетные. По переписи населения 2020 года количество семей уменьшилось: всего их было зарегистрировано 42 миллиона. Из них 43 % — бездетные, 36 % — с одним ребенком, 16 % — с двумя детьми и 5 % — многодетные. Есть молодые люди, которые не состоят в браке. Часть из тех, кто создал семью, не имеют детей (это почти половина семей). Заводят себе домашних питомцев — собак, кошек. Часть молодых людей живут вместе, не регистрируя отношений. В чем причины такого поведения? Какие были традиции и семейные ценности в истории России?»
Название проекта родилось не сразу. «Малая, но важная группа», «Семейные ценности»... Но «Семь “Я”» завершило поиск названия. По мнению десятиклассников, это название отражает сущность всех вопросов, которые были подняты при изучении данной темы.
УУД в помощь ученику
Проектирование развивает все универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы в ходе учебной и внеурочной деятельности учащихся средней школы.
— Личностные УУД. Личностный смысл учения осваивается во время выбора темы проекта: обучающийся сам выбирает направление деятельности, которое ему интересно, и понимает, что это и есть выражение его личного отношения к теме. Например, в 10-м классе на уроке обществознания по теме «Социальные группы» ребята изучают различные группы — национальные, демографические, но мы останавливаемся подробно на малой социальной группе — семья. Проект построен таким образом, что на всех его этапах развиваются интеллектуальные способности учащихся (внимание, память, мышление, логика, умение работать с информацией). Также в процессе работы контролируется время, корректируется план.
По итогам проекта все ребята оценивают и свои, и чужие работы, стараясь быть объективными. На последнем этапе обязательно проводится рефлексия, когда обучающиеся ставят себе мини-цели на следующий урок, если что-то оказалось непонятным или недостаточно раскрытым во время защиты проекта.
— Регулятивные УУД. При реализации данного проекта формируются следующие действия: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; уметь использовать разные источники информации; анализировать и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
— Общеучебные УУД. Для защиты своей работы обучающиеся учатся строить речевое высказывание, отвечать на вопросы. У них развивается умение работать с текстом. Информацию нужно выбирать, четко структурировать.
— Логические УУД. Информация требует определенных теоретических способов действий с ней. Для того чтобы создать план своей работы, нужно проанализировать имеющуюся информацию; объединить ее в различные блоки, то есть осуществить синтез; сформулировать для себя цель и задачи, чтобы они были достигнуты; выдвинуть гипотезу. При выставлении отметок своим одноклассникам необходимо уметь сравнивать, обобщать и делать выводы.
Рассматриваем проблему со всех сторон
В ходе выполнения проекта «Семь “Я”» его участники разделились на группы.
1-я группа изучала семейные обряды России (историки). Учащиеся выяснили, что семья являлась одной из основных ценностей человека. Невесту выбирали родители. Сколько было таинств, связанных с созданием семьи! И сватовство, и проведение самого торжества, и роль родственников... Была оформлена первая презентация.
2-я группа рассматривала причины разводов (корреспонденты). Старшеклассники нашли цифры: из каждых 100 браков в России в 2017 году распалось 59, в 2020-м — 73. Причины разводов были выявлены, рассортированы по группам. Самые многочисленные — несовместимость характеров, алкоголизм одной из сторон, бездетность, низкий уровень жизни, супружеские измены. Сложилась еще одна презентация.
3-я группа выясняла, как государство оказывает социальную помощь молодым семьям (юристы). Ребята изучили особенности получения молодыми семьями материнского капитала, льготной ипотеки, льготного трудоустройства в 2020 году. Их поразила сумма материнского капитала — 524,5 тысячи рублей на первого ребенка, 693,1 тысячи на второго и последующих. Почему-то родилась фраза: «Чем больше государство помогает, тем меньше вступают в брак и рожают детей».
4-я группа проводила социологические опросы (социологи). Учащиеся выясняли, в каком возрасте вступили в брак их родители, бабушки и дедушки, у кого был первый брак, а у кого нет. Каковы были жилищные условия, сколько детей в семьях их класса, какие рекомендации по сохранению семьи могли бы дать респонденты. Ребята определили, что их родители в основном вступали в брак в возрасте 18—25 лет, почти все живут в первом браке, все пары начинали совместную жизнь с родителями, есть несколько многодетных семей, но в основном в семьях по двое детей.
Дойти до сути
Советы, которые давали родители, заинтересовали учеников. Оказывается, нет такой причины развода: «не сошлись характерами». Нужно много работать над тем, чтобы понимать и принимать друг друга. Все люди разные, и совместное проживание — это всегда взаимный труд. Родителям кажется, что без детей семья не сможет быть крепкой, именно воспитание детей объединяет ее.
Также ребята выяснили, что эгоизм молодых людей в современном мире и зацикленность на удовольствиях приводят к тому, что общество будет испытывать серьезные проблемы. Продолжают развиваться демографически страны Азии, Африки и Латинской Америки. Страны Европы вымирают.
Последний этап — подведение итогов, резюмирование полученных результатов, оценивание умений общаться, слушать и слышать, обосновывать свои мысли, работать в группе.
«Жарко» было на открытом уроке. Равнодушных не было. Каждый смог высказать свою точку зрения.
После написания эссе ребята сделали однозначный вывод: современной семье быть! Всем надо стараться жить с размышлениями не только о себе, но и о своих близких, и тогда семья будет крепкой.
ПОДЕЛИТЬСЯ: