География в коррекционной школе
Дети с нарушением интеллекта относятся к категории особых детей. Состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий. Ирина ЦАРЕВА, учитель географии Починковской школы-интерната, считает, что использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ОВЗ предоставляет учителю совершенно новые возможности, позволяет ему сделать уроки интересными и доступными для данной категории учащихся.
Приоритет визуальному восприятию
Неотъемлемой частью урока географии являются карты. Интерактивные карты существенно расширяют возможности традиционных географических карт. Мультимедийные презентации могут отображать отдельные участки земной поверхности для более подробного их изучения. Например, при изучении природных зон на каждую зону можно прикрепить всплывающую картинку с изображением ее растительного или животного мира. В данном случае дети сопоставляют название природной зоны с изображением на всплывающей иллюстрации. При изучении водоемов можно выделить на карте бассейны рек яркой всплывающей линией. Это улучшает восприятие у школьников и способствует зрительному запоминанию информации.
С помощью иллюстраций учащиеся знакомятся с отдельными географическими объектами, растениями, животными. При использовании ИКТ учитель географии может показать фотографии, размещенные в интернете, сделать любую подборку, которая будет доступна для восприятия детям данной категории.
«Фильм, фильм, фильм...»
Когда мы говорим о явлениях природы, показа иллюстраций будет недостаточно. В данном случае ребенку с нарушением интеллекта для лучшего понимания какого-либо явления необходимо показать съемки реального события. Например, если продемонстрировать школьнику картинку с изображением природного явления «торнадо», то он не сможет понять, как это явление выглядит в реальности. После просмотра с детьми видео можно провести опрос о направлении движения воздуха и разрушительной силе данного явления. К просмотру изучаемых явлений природы в школе VIII вида можно предложить: извержение вулкана, шторм, ураган.
Высокие результаты в усвоении географического материала показывает применение мультипликации на уроках. Яркость изображения, доступность изложения материала в мультфильмах вызывает эмоции у ребенка с нарушением интеллекта, а значит, оставляют впечатление и материал запоминается.
Существует множество мультипликационных фильмов, которые можно использовать в «Начальном курсе физической географии 6 класса» (авторы: Т.М. Лифанов, Е.Н. Соломина). При изучении темы «Круговорот воды в природе» усвоение материала имеет лучшие результаты при использовании на уроке мультфильма «Путешествие капельки». Одна из сложнейших тем для понимания ребенка с нарушением интеллекта — «Смена дня и ночи». Она хорошо описана в серии обучающих мультфильмов про космос. Ни картинкой, ни текстом, ни рассказом учителя не достичь нужных результатов при усвоении данного материала.
Играя, учимся
Включение в процесс обучения онлайн-игр и тестов играет большую роль в социализации особого ребенка. Мы живем в мире современных технологий, и не исключено, что повзрослевшим детям далее придется столкнуться с онлайн-тестированием, заполнением анкет, регистрацией на сайтах. Работа с компьютером в данном случае готовит школьников к жизни. Если говорить конкретно о предмете «География», то при использовании онлайн-игр и тестов можно оценить теоретические знания обучающихся; также они являются своеобразными тренажерами, позволяющими в форме игры организовать усвоение или закрепление нужного материала.
Одна из задач учителя — научить ребенка с особенностями применять гаджеты в учебном процессе. Телефон и другие технические средства имеют возможность выхода в интернет, где размещена информация, касающаяся тем географии. Во время объяснения новой темы педагогу необязательно отвечать на некоторые вопросы детей — это может сделать голосовой помощник. Данную методику можно довести до автоматизма, и тогда у обучающегося не будет возникать вопрос, где взять дополнительную информацию к уроку.
Технология мультимедиа
В базе, которую я использую на уроках географии, имеются цифровые образовательные ресурсы, созданные мною с учетом программы, особенностей и возможностей детей с нарушением интеллекта. Для проверки знаний при помощи мультимедийных презентаций я готовлю тестовые задания, которые можно применять как индивидуально, так и в группах. Правильный ответ должен вызывать положительную эмоцию у ребенка, создавая для него ситуацию успеха. Это делается при помощи веселого смайлика, похвального слова, сопровождающегося возгласами или аплодисментами. При этом презентацию нужно оформить анимацией и триггерами так, чтобы школьник в любой момент мог вернуться к вопросу и ответить на него заново.
Еще одна возможность мультимедийных презентаций — создание кроссвордов. Кроссворды формируются по вопросам изученной темы и используются для проверки и учета знаний. Отгадывание кроссвордов обучающиеся воспринимают как игру и не испытывают дискомфорта, как это бывает при контрольных или проверочных работах.
«Путешествие» на диване
К сожалению не весь материал, размещенный в интернете, может соответствовать программе в школе VIII вида. Именно поэтому я создаю свои видеоролики, которые доступны для категории особых детей и соответствуют изучаемым темам. Видеоматериал размещается на моем YouTub-канале, где по указанной ссылке обучающиеся могут просмотреть нужную тему в удобное для них время и сделать это неоднократно.
Проведение виртуальной экскурсии похоже на проведение обыкновенной экскурсии, с той лишь разницей, что учащиеся «путешествуют», не покидая стен школы, оставаясь за экранами компьютеров. Используя материал интернет-ресурсов, можно совершить экскурсию в любую точку нашей планеты и познакомиться с природой, достопримечательностями и жизнью людей изучаемой местности. Чтоб экскурсия была более интересной, я применяю приложение Google Earth «Планета Земля». Это проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет размещены спутниковые изображения всей земной поверхности.
При использовании информационных технологий учительдолжен думать о том, что они позволяют особым детям совершить прорыв, улучшить работу психофизических процессов, ускорить адаптацию к современному миру, помочь социализироваться в окружающей среде.
ПОДЕЛИТЬСЯ: