Занимательная инфографика и «словарные облака»
Ни для кого не секрет, что к настоящему времени сформировалось целое поколение молодежи с особым стилем коммуникации, средствами которой стали не текст и не дискурс, а смайлики, картинки и стикеры. Марина ДОНСКАЯ, учитель информатики Карповской школы Уренского округа, рассуждает: «Я думаю, что и на уроке, насыщенном информационными и эмоциональными образами, сознание школьника буквально требует визуализации, поэтому современному учителю важно с “рассказать” переключиться на “показать”. В этом педагогу помогают методы визуализации. Они реализуют один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности, который обеспечивает высокий уровень усвоения материала».
Визуализация — это процесс представления данных в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Визуализация ведет к четкому восприятию и пониманию представленного материала, возможности многократного обращения к информации, сравнения с предыдущими и последующими сведениями.
Для визуализации учебного материала я использую графические способы подачи информации — инфографику и «облако слов». Эти приемы отличаются содержательностью, смыслом, легкостью восприятия и аллегоричностью.
Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде. Используя этот прием и ассоциативный ряд, можно, например, подвести учащихся к теме урока, охватить весь материал занятия и сделать выводы.
Во время дистанционного обучения, когда мы обучали детей «через монитор», я познакомилась с сервисом piktochart.com. Данный ресурс имеет приятный интерфейс, разобраться в котором совсем не сложно, а большая коллекция шаблонов существенно облегчает работу. С помощью этого сервиса я разрабатываю инфографические карточки к урокам, которые привлекают внимание учеников, вызывают интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению нового материала.
Учащимся и самим нравится работать с инфографикой. Визуальный контент позволяет более эффективно передавать информацию, например, при написании и защите проектов и исследовательских работ. Во внеурочной деятельности вместе с детьми с помощью инфографики мы создаем афиши для школьных праздников, мотивирующие плакаты, творческие работы для конкурсов. Некоторые из них стали победителями регионального конкурса «Моя малая Родина» и финалистами регионального же конкурса «Нам не забыть об этих днях...».
«Облако слов» — это своеобразная схема слов, связанных одной темой. Данная форма визуализации данных представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, которые написаны разными цветами и размерами шрифта. Важность и частота употребления слова обозначаются в «облаке» расположением по центру и более крупным размером шрифта. Форму «облака» также можно подобрать под тему урока, например, «робот», «лист», «ракета».
В этом учебном году я побывала на АнтиФоруме «Первый человек», где открыла для себя много новых цифровых инструментов. Одним из них стал сервис ahaslides.com для создания «облака живых слов». Также в своей работе я использую сервис wordsift.org. Данные ресурсы оказались чрезвычайно полезными, их успешное использование возможно практически на всех этапах урока. Сохраненное в качестве рисунка «облако слов» можно распечатать и использовать как раздаточный материал, а можно вывести на интерактивную доску. В режиме онлайн ученики могут самостоятельно вводить ключевые слова, которые сразу появляются на мониторе.
Вот лишь некоторые примеры использования «облака слов»:
— Проверка домашнего задания: на экран выводится изображение, состоящее из основных понятий изученной темы. Учащиеся объясняют значения терминов.
— Определение темы урока: Рассмотрите облако слов. Какие ассоциации возникают у вас с данными словами? Попробуйте назвать тему урока.
— Правильное написание и запоминание определений, терминов, словарных слов.
— Выбор лишнего слова или нахождение недостающего.
Владение цифровыми сервисами и умение создавать интерактивный дидактический материал — одна из компетенций современного учителя. Графические способы подачи информации стали для меня настоящей находкой, так как мне важно, чтобы детям было интересно на моих уроках, чтобы они не только могли узнавать, изучать, исследовать, но и знали, как эту информацию использовать в повседневной жизни.
ПОДЕЛИТЬСЯ: