Цифровая компетентность и профессионализм педагога

Современный педагог дополнительного образования детей и взрослых — это универсальный специалист, уверенно ориентирующийся во всех новых тенденциях и технологиях сферы образования. Именно такой образ сформировал вступивший в силу профессиональный стандарт, полагает Татьяна ВЕСЕЛОВА, методист Дворца детского (юношеского) творчества Сарова.

 

 

Многие педагоги неоднозначно относятся к внедрению электронных и дистанционных технологий в системе образования. Но, несмотря на противоречия в отдельных вопросах, все признают, что уровень цифровой компетентности всех сотрудников должен соответствовать требованиям времени. Ведение документов в электронном виде, разработка информационных материалов и творческих продуктов, использование электронных баз данных, организация занятий на цифровых платформах, общение в мессенджерах стали неотъемлемой частью трудового процесса педагогов.

Мониторинг уровня цифровой компетентности административных и педагогических работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» города Сарова (далее — МБУ ДО ДДТ) и анализ полученных данных позволили выявить следующие проблемы: традиционные подходы к организации образовательного процесса и нежелание применять цифровые ресурсы; узкое информационное поле и низкая мобильность в сфере цифровых сервисов со стороны педагогов в возрасте; низкая мотивация к применению цифровых ресурсов в образовательном процессе. Кроме того, у педагогов часто формируется иллюзия их цифровой компетентности, основанная на широком, но поверхностном применении возможностей гаджетов и онлайн-сервисов; при этом образовательные функции сервисов не используются.

«Цифровая компетентность — ключевой элемент профессионализма современного педагога» — так звучит тема, выбранная сотрудниками МБУ ДО ДДТ в качестве ведущего направления методической работы и индивидуальных маршрутов самообразования. Основной задачей при этом являлось развитие четырех основных видов цифровых компетенций: медиакомпетентности, коммуникативной, технической, потребительской.

Для реализации поставленных задач были проведены анализ материально-технической, информационной, методической и кадровой базы, а также мониторинг применяемых цифровых ресурсов среди сотрудников МБУ ДО ДДТ. Работа велась поэтапно:

1-й этап — подготовка нормативно-правовой и методической базы, формирование банка электронных образовательных и тематических ресурсов по направлению «Цифровизация образования»;

2-й этап — деятельность творческих методических групп и объединений педагогов, трансляция и обобщение опыта в рамках профессиональных конкурсов и сетевых педагогических сообществ;

3-й этап — анализ и трансляция полученного опыта среди коллег и заинтересованной общественности (обучающие митапы, индивидуальные консультации, методические дни, заседания педагогического совета).

Одной из тем повышения цифровой компетентности стала «Ресурсы социальных сетей в образовательном процессе». Были выявлены основные затруднения в работе с социальной сетью, сформирован и оформлен алгоритм информационного наполнения группы, рассмотрены различные варианты администрирования.

В результате все объединения МБУ ДО ДДТ создали официальные группы во ВКонтакте, администрируемые непосредственно педагогами. Существенно повысилось качество информационного сопровождения деятельности и увеличился объем рекламы объединений, упростился процесс взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями).

В рамках темы «Современные цифровые сервисы и инструменты в образовании» педагоги знакомились с возможностями Google по созданию тестов и опросов, хранению и трансляции данных на Яндекс Диске, созданию пазлов, ребусов, викторин и других полезных образовательных цифровых продуктов, которые начали активно применять в рабочем процессе.

Результатом деятельности творческой группы стало создание электронной ежегодно обновляемой «Рабочей папки педагога дополнительного образования» на платформе Яндекс, в которой собраны необходимые документы (образовательная программа, календарный план воспитательной работы, план методической работы), приказы, образцы списков, отчетов, шаблон программы, таблицы по сбору актуальной информации (например, «Участие в вебинарах», «Результативность участия в конкурсах» и др.).

Повышение цифровой компетентности административных и педагогических работников также позволило решить несколько актуальных задач в сфере взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: в качестве основных ресурсов проведения опросов обучающихся и их родителей (законных представителей) начали применяться электронные ресурсы (опросы ВКонтакте, Яндекс Формы и др.). Данные форматы работы позволили значительно снизить материальные и временные затраты на обработку данных, сделать опросы более привлекательными и быстрыми.

Благодаря построенной системе работы уровень цифровой компетентности работников МБУ ДО ДДТ стабильно повышается. Мониторинг показал, что 82 % педагогов признали эффективность применения ресурсов социальных сетей и других цифровых сервисов в образовательном процессе. 100 % сотрудников повысили квалификацию в дистанционном формате на базе образовательной платформы Фоксфорд и продолжают самообразование в области цифровых образовательных ресурсов.

 

Школа № 6, июнь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN