Цифровая компетентность и профессионализм педагога
Современный педагог дополнительного образования детей и взрослых — это универсальный специалист, уверенно ориентирующийся во всех новых тенденциях и технологиях сферы образования. Именно такой образ сформировал вступивший в силу профессиональный стандарт, полагает Татьяна ВЕСЕЛОВА, методист Дворца детского (юношеского) творчества Сарова.
Многие педагоги неоднозначно относятся к внедрению электронных и дистанционных технологий в системе образования. Но, несмотря на противоречия в отдельных вопросах, все признают, что уровень цифровой компетентности всех сотрудников должен соответствовать требованиям времени. Ведение документов в электронном виде, разработка информационных материалов и творческих продуктов, использование электронных баз данных, организация занятий на цифровых платформах, общение в мессенджерах стали неотъемлемой частью трудового процесса педагогов.
Мониторинг уровня цифровой компетентности административных и педагогических работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» города Сарова (далее — МБУ ДО ДДТ) и анализ полученных данных позволили выявить следующие проблемы: традиционные подходы к организации образовательного процесса и нежелание применять цифровые ресурсы; узкое информационное поле и низкая мобильность в сфере цифровых сервисов со стороны педагогов в возрасте; низкая мотивация к применению цифровых ресурсов в образовательном процессе. Кроме того, у педагогов часто формируется иллюзия их цифровой компетентности, основанная на широком, но поверхностном применении возможностей гаджетов и онлайн-сервисов; при этом образовательные функции сервисов не используются.
«Цифровая компетентность — ключевой элемент профессионализма современного педагога» — так звучит тема, выбранная сотрудниками МБУ ДО ДДТ в качестве ведущего направления методической работы и индивидуальных маршрутов самообразования. Основной задачей при этом являлось развитие четырех основных видов цифровых компетенций: медиакомпетентности, коммуникативной, технической, потребительской.
Для реализации поставленных задач были проведены анализ материально-технической, информационной, методической и кадровой базы, а также мониторинг применяемых цифровых ресурсов среди сотрудников МБУ ДО ДДТ. Работа велась поэтапно:
— 1-й этап — подготовка нормативно-правовой и методической базы, формирование банка электронных образовательных и тематических ресурсов по направлению «Цифровизация образования»;
— 2-й этап — деятельность творческих методических групп и объединений педагогов, трансляция и обобщение опыта в рамках профессиональных конкурсов и сетевых педагогических сообществ;
— 3-й этап — анализ и трансляция полученного опыта среди коллег и заинтересованной общественности (обучающие митапы, индивидуальные консультации, методические дни, заседания педагогического совета).
Одной из тем повышения цифровой компетентности стала «Ресурсы социальных сетей в образовательном процессе». Были выявлены основные затруднения в работе с социальной сетью, сформирован и оформлен алгоритм информационного наполнения группы, рассмотрены различные варианты администрирования.
В результате все объединения МБУ ДО ДДТ создали официальные группы во ВКонтакте, администрируемые непосредственно педагогами. Существенно повысилось качество информационного сопровождения деятельности и увеличился объем рекламы объединений, упростился процесс взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями).
В рамках темы «Современные цифровые сервисы и инструменты в образовании» педагоги знакомились с возможностями Google по созданию тестов и опросов, хранению и трансляции данных на Яндекс Диске, созданию пазлов, ребусов, викторин и других полезных образовательных цифровых продуктов, которые начали активно применять в рабочем процессе.
Результатом деятельности творческой группы стало создание электронной ежегодно обновляемой «Рабочей папки педагога дополнительного образования» на платформе Яндекс, в которой собраны необходимые документы (образовательная программа, календарный план воспитательной работы, план методической работы), приказы, образцы списков, отчетов, шаблон программы, таблицы по сбору актуальной информации (например, «Участие в вебинарах», «Результативность участия в конкурсах» и др.).
Повышение цифровой компетентности административных и педагогических работников также позволило решить несколько актуальных задач в сфере взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: в качестве основных ресурсов проведения опросов обучающихся и их родителей (законных представителей) начали применяться электронные ресурсы (опросы ВКонтакте, Яндекс Формы и др.). Данные форматы работы позволили значительно снизить материальные и временные затраты на обработку данных, сделать опросы более привлекательными и быстрыми.
Благодаря построенной системе работы уровень цифровой компетентности работников МБУ ДО ДДТ стабильно повышается. Мониторинг показал, что 82 % педагогов признали эффективность применения ресурсов социальных сетей и других цифровых сервисов в образовательном процессе. 100 % сотрудников повысили квалификацию в дистанционном формате на базе образовательной платформы Фоксфорд и продолжают самообразование в области цифровых образовательных ресурсов.
ПОДЕЛИТЬСЯ: