Хочу учиться на «пять»!
Не правда ли, счастливы те родители, которые слышат от детей: «Хочу учиться на “пять!”»? Кто-то даже скажет, что таких детей сейчас днем с огнем не сыщешь. Только в гаджетах хотят «сидеть». А почему складывается такая ситуация? Наталья КУТИЛИНА, учитель-логопед Дворца детско-юношеского творчества Кстова, отмечает: «Как специалист, занимающийся в том числе коррекцией нарушений письменной речи у школьников, могу ответить, что сегодня многим детям тяжело учиться из-за нарушений чтения и письма — дислексии и дисграфии».
Откуда берутся эти нарушения? Из детства — дошкольного периода, когда вовремя не была сформирована психологическая готовность к школе, не уделено достаточное внимание развитию внимания, мышления, памяти, речи. Как мы знаем, болезнь лучше предупредить, чем лечить. Поэтому в данной статье я поделюсь опытом коррекции тяжелых нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, применения нейропсихологических приемов в логопедической практике.
С каждым годом все больше становится детей с ограниченными возможностями здоровья, обладающих речевыми нарушениями. Среди моих учеников есть дети с общим недоразвитием речи (ОНР), системным недоразвитием речи (СНР). Обучаются и дети-инвалиды. Все эти дошкольники и школьники имеют общие черты: повышенную истощаемость, низкую работоспособность, незрелость эмоционально-волевой сферы, неразвитость высших психических функций.
Скорректировать нарушения речевого развития, когда у ребенка не развиты все компоненты языковой системы, бывает непросто, особенно в запущенных случаях, когда до школы остается год или меньше. На помощь приходят инновационные методы и приемы нейропедагогики. Суть этих методов — в непрямой нейростимуляции каналов восприятия информации, что ведет к повышению обучаемости и дает возможность регулировать поведение детей. Благодаря их применению работа с воспитанниками становится более качественной и эффективной.
Какие методы нейростимуляции используются мною в коррекционной деятельности?
Первый метод — иоэнергопластика
Это взаимодействие артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Движения рук при выполнении артикуляционной гимнастики имитируют движения языка, челюстей. Необходимость применения данного метода у детей с ОНР или с СНР обусловлена нарушением у них мелкой моторики. Например, такие воспитанники не способны правильно ощущать положение языка во рту, понимать, где он находится — вверху за зубами или внизу.
Биоэнергопластика используется мною только на индивидуальных занятиях с детьми по постановке звуков, так как требует максимального внимания для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляционного аппарата.
Приведу пример. Так, для постановки звука л выполняется упражнение «Качели». К традиционным движениям языка добавляются движения кистей рук. Язык, натянутый, как «парус лодки», то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. И ладони ребенка то поднимаются, то опускаются. Для детей, не ощущающих положение языка во рту (где верх, а где низ), руки являются наглядным инструментом.
Также незаменимой биоэнергопластика становится при постановке звука ш, когда предварительно отрабатывается упражнение «Чашечка». Понять, как надо поднять края языка при выполнении этого упражнения, тоже помогают руки, которые вместе с языком синхронно приобретают форму чашки.
Второй метод — кинезиотерапия
Технология развития головного мозга через движения тоже активно применяется в моей логопедической практике. Различные логопедические задачи решаются через специальные упражнения, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие у детей. Данные упражнения помогают воспитанникам с недостатком внимания лучше концентрироваться, улучшают чувствительность левой и правой сторон тела. Я использую кинезиотерапию в качестве физкульминуток и самостоятельных коррекционных методов.
Люблю применять в работе кинезиологические мячи. Суть упражнений — в одновременном выполнении ребенком того или иного логопедического упражнения и заданной программы движений. Например, с помощью мячиков можно осуществлять дифференциацию звуков с и ш. Поскольку звук ш верхнего подъема, то воспитанник, когда его услышит, должен подкинуть мяч вверх. И наоборот: при произнесении логопедом звука с ребенок должен бросить мяч вниз, так как звук нижнего подъема.
Активно использую ортопедические коврики. Приведу пример упражнения, направленного на коррекцию слоговой структуры слова. Раскладываем коврики так, чтобы получились ряды из одного, двух и трех ковриков. Ребенку дается задание: услышав слово, подумать, сколько в нем слогов, выбрать нужный ряд и «отшагать» это слово.
Кроме того, незаменимы ортоковрики в работе с заикающимися детьми. Воспитанники ходят по коврикам, рассказывают стихи, используя жест руки. Это благоприятно сказывается на нормализации темпа и ритма речи.
Третий метод — мозжечковая стимуляция
По мнению ученых, познавательные и интеллектуальные функции детей можно улучшить через упражнения на равновесие. Для этого я применяю специальные приспособления — балансиры. Стоя на них, ребенок концентрирует внимание на удержании равновесия и одновременно выполняет логопедические упражнения. Пока воспитанник стоит на балансире, логопед может поиграть с ним в мяч. Например, бросаю ребенку мяч и произношу слово с каким-либо автоматизируемым звуком. Он ловит мяч, повторяет слово и кидает мяч педагогу. Так можно решать абсолютно разные задачи: дифференцировать звуки, формировать лексико-грамматические категории, развивать связную речь и др.
Итак, чтобы ребенок, у которого в заключении ПМПК было написано «тяжелое нарушение речи», смог успешно учиться в школе, необходимо, чтобы с ним была проведена своевременная качественная логопедическая работа, в том числе с применением современных методов нейростимуляции, позволяющих добиться максимального эффекта от коррекционного процесса.
ПОДЕЛИТЬСЯ: