Игротерапия для детей с особенностями в развитии
Светлана СУББОТИНА, педагог-психолог ДДЮТ Кстова, работает по своей программе «Игротерапия» для детей с особенностями в развитии третий год. Результаты реализации программы показывают позитивную динамику у воспитанников с такими типами нарушений, как ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), сенсорными нарушениями, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушениями аутистического спектра, когнитивными нарушениями.
Я убеждена в том, что тема работы с особыми детьми актуальна, поскольку таких детей становится все больше. Особенности и затруднения их развития можно компенсировать, если учитывать особенности развития каждого ребенка и формировать эффективную стратегию его саморазвития.
Заметила, что практически все дети с нарушениями в развитии (по заключению ПМПК Кстовского муниципального округа), обращающиеся ко мне, имеют искажения и в сенсорном развитии, а это серьезно тормозит развитие почти всех сфер личности. Поэтому я решила создать программу, которая через ведущий вид деятельности (игровую, поскольку почти все воспитанники дошкольного возраста) и активизацию сенсорики воздействует на все психические процессы — мышление, внимание, память, восприятие. Причем можно использовать все сохранные органы чувств, функции которых не нарушены.
Необходимо обязательно проговаривать и обсуждать с родителями стратегию развития ребенка.
Каждое занятие состоит из трех основных частей:
— ознакомительной — для создания взаимного доверия, без которого общение малоэффективно;
— коррекционно-развивающей — самой важной, предполагающей четыре блока: для тактильного, зрительного, слухового развития и развития эмоционально-волевой сферы;
— завершающей, весьма существенной для психолога (здесь и рефлексия, и ритуалы прощания, и мини-диагностика занятия и эмоционального самочувствия детей).
Все занятия по адаптированной дополнительной образовательной программе «Игротерапия» содержат элементы тренинга, что позволяет эффективнее достигать целей занятия. И всегда вносится элемент, активизирующий мотивацию обучающегося. Обязательны ритуалы приветствия «Связующая нить» и прощания «Колокол». Они повышают интерес к занятию, и дети их просто обожают.
Через все занятия лейтмотивом проходит мотивационная игра, воспитанники входят в кабинет, и начинается «волшебство», не больше и не меньше. А когда у детей положительный эмоциональный фон, все дидактические задачи решаются гораздо эффективнее.
Программа может реализовываться дистанционно.
С ней я заняла первое место в областном конкурсе лучших программ оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. Конкурс проводился в ноябре прошлого года Центром психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи под эгидой Министерства образования и науки Нижегородской области. Такая высокая оценка моей программы «Игротерапия» свидетельствует об одном — тема развития детей с ОВЗ чрезвычайно актуальна.
Родители положительно отзываются о программе («Дети очень ждут занятий», «идут на них с радостью»), замечают много качественных изменений в ребенке и говорят мне об этом. Для меня подобная обратная связь — лакмусовая бумажка моей работы.
ПОДЕЛИТЬСЯ: