Игротерапия для детей с особенностями в развитии

Светлана СУББОТИНА, педагог-психолог ДДЮТ Кстова, работает по своей программе «Игротерапия» для детей с особенностями в развитии третий год. Результаты реализации программы показывают позитивную динамику у воспитанников с такими типами нарушений, как ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), сенсорными нарушениями, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушениями аутистического спектра, когнитивными нарушениями.

Я убеждена в том, что тема работы с особыми детьми актуальна, поскольку таких детей становится все больше. Особенности и затруднения их развития можно компенсировать, если учитывать особенности развития каждого ребенка и формировать эффективную стратегию его саморазвития.

Заметила, что практически все дети с нарушениями в развитии (по заключению ПМПК Кстовского муниципального округа), обращающиеся ко мне, имеют искажения и в сенсорном развитии, а это серьезно тормозит развитие почти всех сфер личности. Поэтому я решила создать программу, которая через ведущий вид деятельности (игровую, поскольку почти все воспитанники дошкольного возраста) и активизацию сенсорики воздействует на все психические процессы — мышление, внимание, память, восприятие. Причем можно использовать все сохранные органы чувств, функции которых не нарушены.

Необходимо обязательно проговаривать и обсуждать с родителями стратегию развития ребенка.

Каждое занятие состоит из трех основных частей:

ознакомительной — для создания взаимного доверия, без которого общение малоэффективно;

коррекционно-развивающей — самой важной, предполагающей четыре блока: для тактильного, зрительного, слухового развития и развития эмоционально-волевой сферы;

завершающей, весьма существенной для психолога (здесь и рефлексия, и ритуалы прощания, и мини-диагностика занятия и эмоционального самочувствия детей).

Все занятия по адаптированной дополнительной образовательной программе «Игротерапия» содержат элементы тренинга, что позволяет эффективнее достигать целей занятия. И всегда вносится элемент, активизирующий мотивацию обучающегося. Обязательны ритуалы приветствия «Связующая нить» и прощания «Колокол». Они повышают интерес к занятию, и дети их просто обожают.

Через все занятия лейтмотивом проходит мотивационная игра, воспитанники входят в кабинет, и начинается «волшебство», не больше и не меньше. А когда у детей положительный эмоциональный фон, все дидактические задачи решаются гораздо эффективнее.

Программа может реализовываться дистанционно.

С ней я заняла первое место в областном конкурсе лучших программ оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений. Конкурс проводился в ноябре прошлого года Центром психолого-педагогической и медицинской и социальной помощи под эгидой Министерства образования и науки Нижегородской области. Такая высокая оценка моей программы «Игротерапия» свидетельствует об одном — тема развития детей с ОВЗ чрезвычайно актуальна.

Родители положительно отзываются о программе («Дети очень ждут занятий», «идут на них с радостью»), замечают много качественных изменений в ребенке и говорят мне об этом. Для меня подобная обратная связь — лакмусовая бумажка моей работы.

 

Школа № 6, июнь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN