Театр – это здорово!
Оксана ЛИСИЧЕНКО, учитель английского языка лицея № 8 имени академика Е.К. Федорова Нижегородского района Нижнего Новгорода, рассказывает об одном из направлений воспитательной системы лицея «Шаг в будущее» — театральном.
Продолжая и развивая традиции
История лицея насчитывает более ста лет. И сегодня наше учебное заведение объединяет лучшие традиции российского образования, начиная с дореволюционного. Музей истории школы бережно хранит память о Николае Хрулеве, создателе ученического театра. Его дело продолжается — и каждый год параллели 4-х, 7-х и 10-х классов показывают свои спектакли.
Став классным руководителем, я вместе с ребятами решила объединить изучение английского языка с театральной деятельностью. Так родилось новое направление — английский музыкальный театр. За два года нами были поставлены спектакли «Приключения Буратино» по произведению А.Н. Толстого и «Снежная королева» по одноименной сказке Г.Х. Андерсена на английском языке.
В исполнении учеников произведения, написанные много лет назад, обрели новое звучание. Работая над сценарием, обращаясь к реалиям прошлого, мы видели в героях нас самих, переживали то, что близко и понятно, что происходит в нашей жизни. Мы рассказывали зрителям о дружбе, любви, верности.
Школьная сцена стала для ребят тем личностно-развивающим пространством, где каждый мог проявить себя в исполнении роли, оформлении сцены, создании костюмов, постановке хореографических и вокальных выступлений.
Классный руководитель, учитель английского языка стремился организовать воспитательный процесс так, чтобы помочь учащимся развивать важнейшие компетенции, не только осваивать содержание предмета на уроках, но достигать личностных результатов, учиться управлять собой и работать в команде.
В современных условиях
В новой реальности XXI века большое значение приобретают «инновационные умения», универсальные когнитивные, социально-эмоциональные компетенции — так называемые 4 «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация. Поэтому мы считали своей целью их интеграцию во внеурочную деятельность.
На пути к цели решался целый комплекс практических задач: формирование мотивации и познавательной активности в изучении иностранного языка; применение знаний по предмету в новых условиях; взаимодействие в ситуации вызова и вариативности правильного решения; проявление творческих и организационных способностей учащихся; разработка собственного продукта.
Совместная деятельность в рамках решения творческих задач способствовала сплочению класса, превращая его в коллектив единомышленников, изменяя вектор обучения с предметного на деятельностный.
Постановка спектакля на английском языке стала доброй традицией. В процессе работы учитывались возрастные возможности детей, их интересы, желание проявить себя в той или иной творческой деятельности.
Готовых решений у нашего коллектива не было. Каждая сцена в спектакле представляла новую ситуационную задачу и создавалась совместными усилиями.
Формируя инновационные умения
В ходе проекта были реализованы компетенции 4 «К»:
— Креативность. Развивался творческий потенциал учащихся. Задачей каждого участника было создание образа своего героя через осмысление литературного произведения, поэтому любой мог предложить художественное, хореографическое и музыкальное оформление ролей, сцен, декораций. Кроме того, ребята участвовали в разработке дизайна программки и афиши спектакля.
— Кооперация. Совместно с учителем дети совершенствовали сценарий и распределяли роли, обсуждали тему и уроки литературного произведения. Учащиеся самостоятельно ставили и репетировали танцы, разделившись на группы по интересам. Педагог выступал в качестве старшего советника. В ходе реализации проекта и выработки совместных решений всех участников объединили чувство ответственности за результат, доброжелательное отношение к чужому мнению, желание действовать в группе, предлагать другому помощь.
— Коммуникация. Лицеисты развивали навыки говорения, аудирования, расширяли словарный запас, работали над ликвидацией языкового барьера, улучшали культуру и технику речи, формировали и применяли умение общаться на иностранном языке. Актерское мастерство помогло реализовать возможность коммуникации, адаптации к партнеру. Многие ребята признавались, что им сложно было подавить волнение и заговорить со сцены на английском языке перед многочисленными зрителями. Но они преодолели свой страх и теперь могут собой гордиться.
— Критическое мышление. Участники спектаклей анализировали свою работу на всех этапах проекта. Многие сцены менялись после обсуждения в ходе репетиций. В конечном итоге, анализируя свое выступление и выступления других членов коллектива, ребята научились договариваться, распределять функции и обязанности, формулировать собственное мнение, соотносить его с мнением окружающих, адекватно оценивать собственное поведение, корректировать его.
На данном этапе возникло наибольшее количество трудностей. Юные актеры вели себя эмоционально, каждому хотелось заявить о себе, быть услышанным. При этом они часто повышали голос, сами того не замечая. Здесь были необходимы помощь и вмешательство классного руководителя, который направлял свои усилия на формирование нужной модели поведения с опорой на саморегуляцию, уважительное отношение к партнеру, осознание норм и правил работы в коллективе.
В заключение отмечу, что применение компетенций 4 «К» при реализации проектов в театральной деятельности способствовало созданию личностно-развивающей среды, превратило обучение в увлекательный творческий процесс, подарило участникам спектаклей веру в себя и свои силы, предоставило им возможность для самореализации, способствовало объединению всех ребят в классе.
ПОДЕЛИТЬСЯ: