Семинар «Формирование мотивации обучающихся как основа системы патриотического воспитания: примеры лучших практик внеурочной деятельности по предмету ОБЖ»
На встрече учителей ОБЖ и руководителей РМО Нижегородской области в НИРО обсуждались проблемы формирования мотивации обучающихся как основы системы патриотического воспитания и были представлены примеры лучших практик внеурочной деятельности по предмету.
Мероприятие собрало 42 педагога из 34 муниципальных округов.
Основными спикерами были: Кирилл Ильин, преподаватель-организатор ОБЖ школы № 51 Канавинского района Нижнего Новгорода; Дмитрий Суворов, педагог дополнительного образования учебного центра патриотического воспитания «Гвардеец» Приволжского федерального округа; Татьяна Парамонова, методист Центра экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения Дзержинска.
В роли модераторов и организаторов выступили Ирина Абросимова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения НИРО, и Марина Яковлева, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой.
Тематика семинара была обусловлена потребностью в дальнейшем развитии и расширении сферы патриотического воспитания, создании единой, понятной смысловой платформы для реализации данной задачи в рамках предмета ОБЖ.
Первая часть встречи была посвящена анализу результатов военно-патриотической деятельности и ведения дополнительных программ по вопросам военно-патриотического воспитания. Ирина Абросимова на основании данных мониторинга образовательных организаций Нижегородской области за 2021—2022 годы представила динамику числа организаций и обучающихся, участвующих в профильных патриотических сменах и сборах, туристических слетах, онлайн профильных сменах, сборах в лагере «Лазурный».
В качестве примера она привела наиболее активные муниципалитеты, развивающие патриотическое воспитание с точки зрения разнообразия форм вовлечения обучающихся; среди них были названы образовательные организации Арзамаса, Бора, Выксы, Городецкого округа, Дзержинска, Павловского округа и Нижнего Новгорода.
Центральной частью встречи были выступления приглашенных спикеров.
Кирилл Ильин и Дмитрий Суворов обозначили проблемы патриотического воспитания и пути их решения, заключающиеся в совершенствовании нормативно-правовой базы, увеличении финансирования программ патриотической направленности на уровне муниципальных образований, сельских поселений, улучшении материально-технического обеспечения преподавания предмета ОБЖ, повышении уровня организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, включенности средств массовой информации в реализацию программ патриотического воспитания, создании современной системы подготовки кадров в сфере патриотического воспитания.
Спикеры предложили усилить роль личного примера педагога и включать обучающихся в практико-ориентированные формы деятельности как на занятиях по предмету, так и во внеурочное время.
Так, Кирилл Ильин является руководителем учебного центра «Ратник», в роли партнеров и кураторов которого выступают Нижегородское территориальное управление войск национальной гвардии Российской Федерации, Главное управление МВД по Нижегородской области, добровольческий кинологический отряд «ОНИКСС», добровольческий поисково-спасательный центр «Рысь».
Ребята в учебном центре «Ратник» постигают азы и получают навыки разведывательной, поисково-спасательной, туристско-альпинистской подготовки, оказания первой помощи.
Основой педагогической работы Дмитрия Суворова является опора на наставничество — взаимодействие старшего поколения, являющегося носителем уникальных знаний и опыта, хранителем духовно-нравственных ценностей, с младшим с целью воспитания последнего в духе патриотизма, сохранения связи и единства поколений.
Воспитанники Дмитрия Владимировича, разделившие его увлечения и ценности, стали его активными помощниками в волонтерских практиках, участниками Всероссийского движения «Юнармия», призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады по предмету ОБЖ.
Завершило представление лучших практик выступление Татьяны Парамоновой, представившей уникальный для Нижегородской области опыт департамента образования администрации Дзержинска — организация сетевой внеурочной работы по патриотическому воспитанию молодежи.
С 2022/2023 учебного года 13 школ Дзержинска запустили проект введения внеурочной работы по начальной военной подготовке, в него вовлечены 1968 обучающихся.
Марина ЯКОВЛЕВА, кандидат биологических наук, заведующая кафедрой физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: