Пресс-конференция «Школьные СМИ — территория безопасного медиапространства»
Мероприятие состоялось на базе Нижегородского областного информационного центра при поддержке Министерства цифрового развития и связи Нижегородской области. Организаторами выступили кафедра информатики и информационных технологий НИРО и Нижегородский областной информационный центр в рамках соглашения о реализации совместных проектов в сфере образования и региональном медиапространстве.
Развитие единого образовательного медиапространства — одно из приоритетных направлений отечественной системы образования в условиях цифровой трансформации. При этом школьные СМИ являются стратегическим инструментом в вопросах формирования и укрепления гражданской позиции детей и молодежи.
«Важно со школьной скамьи встраивать в образовательный процесс правила поведения в интернете, правила фильтрации контента и цифровую грамотность. При этом роль учителя возрастает. Особого внимания заслуживает качество контента, который используется детьми. Необходимо замещать некачественный контент проверенными и полезными образовательными продуктами и обучать детей грамотно применять современные платформенные продукты. Подготовка IT-специалистов — стратегическое направление современного образования. Нижегородская область признана одним из самых активных участников всероссийских образовательных проектов (“Код будущего”, “Урок цифры”), участниками которых являются школьники и студенты», — сказал в своем выступлении министр цифрового развития и связи Нижегородской области Александр Синелобов.
На пресс-конференции обсуждались современные тенденции медиаобразования в школе, возможности школьных СМИ, способствующие формированию и укреплению гражданской позиции детей и молодежи, а также вопросы кибергигиены при использовании современных медиатехнологий в образовании.
«Нижегородским институтом развития образования ведется многолетняя работа по вопросам интеграции современных медиатехнологий в образовательный и воспитательный процесс современной школы. Совместная деятельность НИРО и НОИЦ ориентирована на решение вопросов, связанных с созданием условий для защиты детей и молодежи от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России, а также способствует осознанному участию детей и молодежи в медиасреде и медиакультуре, что, несомненно, является одним из ключевых моментов эффективного развития гражданского общества», — сообщила и. о. ректора НИРО, доктор экономических наук, кандидат филологических наук, доцент Елена Окунькова.
«Сотрудничество НИРО и НОИЦ ориентировано на развитие образовательного медиапространства как для обучающихся и специалистов сферы образования, так и для людей, неравнодушных к вопросам грамотного использования современных медиатехнологий и соблюдения правил кибергигиены», — отметила ведущая пресс-конференции Майя Симакина, редактор сайта pravda-nn.ru.
«Сегодня стратегическим направлением государственной политики, в том числе в сфере образования, является сохранение идеологического и технологического суверенитета. В этой связи деятельность кафедры информатики и информационных технологий Нижегородского института развития образования способствует достижению “цифровой зрелости” всеми субъектами единого медиапространства в регионе, позволяет эффективно использовать возможности отечественных платформ и сервисов. Мы ориентированы не только на совершенствование профессиональных компетенций специалистов сферы образования Нижегородской области, но и на развитие единого образовательного медиапространства, позволяющего обеспечить безопасные условия для реализации образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации. В рамках сетевого сообщества “Школьные СМИ Нижегородской области”, действующего уже более пятнадцати лет, создано единое медиапространство для представителей пресс-центров региона, ориентированное на распространение лучших практик медиаобразования в отечественном образовании по формированию национальных нравственных ценностей у детей и молодежи», — рассказала заведующая кафедрой информатики и информационных технологий НИРО, кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Каня-
нина.
С содержанием понятия «кибергигиена» как важной составляющей безопасного применения современных медиатехнологий в образовании и основными подходами к вопросам безопасного использования возможностей цифрового образовательного пространства познакомил участников мероприятия директор Центра координации проектов цифровой экономики Нижегородской области Виталий Климашов.
«Медиаобразование — важное средство защиты от манипулятивного воздействия СМИ. Медиаобразование — инструмент осознанного участия субъекта в медиасреде и медиакультуре, что является одним из ключевых моментов эффективного развития гражданского общества. В связи с тем что за последние три года (по данным опроса среди представителей сообщества “Школьные СМИ Нижегородской области”) наметилась тенденция увеличения мобильных СМИ, создаваемых детско-взрослыми объединениями пресс-центров, особого внимания заслуживают направления педагогической деятельности по вопросам формирования у школьников критического отношения к медиа. Синергия сотрудничества школьных пресс-центров и профессиональных СМИ в условиях глобального информационного пространства ориентирована на создание условий для развития личности педагога и школьника с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) цифрового общества, совершенствование культуры не только потребления, но и производства медиапродуктов, а также развитие навыков безопасной работы с источниками массовой информации», — отметила доцент кафедры информатики и информационных технологий НИРО, руководитель сообщества «Школьные СМИ Нижегородской области», кандидат педагогических наук, доцент Ирина Лескина.
Об уникальном проекте «Школа правды», организатором которого является Нижегородский областной информационный центр, рассказала Мария Материкова, руководитель проекта.
«Привлечение школьников к участию в деятельности лицейского пресс-центра — это ресурс формирования гражданской позиции и воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Создавая вместе с педагогами школьную газету и видеорепортаж, подкаст или мобильное издание, школьник приобретает практические навыки создания качественного и полезного контента на основе применения современных медиатехнологий, становится креативным (творческим) пользователем информации, что является одним из ключевых моментов эффективного развития гражданского общества», — отметил заместитель директора лицея № 8 имени академика Е.К. Федорова Нижегородского района Нижнего Новгорода Александр Леонтьев.
Участниками мероприятия в режиме ВКС стали более трех тысяч человек.
Татьяна КАНЯНИНА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой информатики и информационных технологий НИРО,
Ирина ЛЕСКИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
ПОДЕЛИТЬСЯ: