Социокультурная адаптация и интеграция детей мигрантов (инофонов)
Резкое увеличение масштабов миграции населения и связанные с этим процессом риски роста межнациональной конфликтности обусловили новые вызовы системе российского образования, связанные с трудностями включения детей мигрантов (инофонов) в образовательный процесс. Именно необходимость приведения в соответствие деятельности школы нуждам данной категории обучающихся актуализировала задачу создания оптимальных условий для их социокультурной адаптации и интеграции.
В этот специальный выпуск газеты вошли материалы педагогов Нижегородской области, уже не первый год работающих с детьми мигрантов (инофонами) и активно сотрудничающих по вопросам их обучения и воспитания со структурными подразделениями Нижегородского института развития образования, в частности с кафедрами начального и гуманитарного образования. А открывает номер статья Натальи ЯШИНОЙ, кандидата педагогических наук, доцента кафедры начального образования НИРО.
Нормативно-правовое обеспечение
В 2022 году на основе Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года был разработан и утвержден Комплекс мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. № СК-298/07, письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 апреля 2022 г. № НН-11/875, письмо Федерального агентства по делам национальностей от 15 апреля 2022 г. № 10747-01.1-22-СБ).
Образовательные организации Нижегородской области с 2022/2023 учебного года реализуют Региональный комплекс мер, утвержденный Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (приказ от 09.06.2022 г. № 316-01-63-1445/22).
Научно-методическое сопровождение психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан осуществляется Федеральным координационным ресурсным центром (ФКРЦ), созданным на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ). На сайте ФКРЦ (fkrc.mgppu) размещены нормативные документы, методические рекомендации, материалы из опыта работы педагогов.
Достижения региона
В соответствии с Региональным комплексом мер кафедра начального образования НИРО осуществляет постоянную педагогическую поддержку учителей начальных классов образовательных организаций с большей долей обучающихся-инофонов. Так, в 2022/2023 учебном году педагоги школы № 52 Канавинского района Нижнего Новгорода в ходе инновационной деятельности по проблеме «Организация работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего образования» провели апробацию разработанных МПГУ методических рекомендаций по исследованию уровня владения русским языком детьми мигрантов, а также авторских диагностических материалов. В результате создано учебно-методическое пособие «Выявление уровня владения русским языком у детей иностранных граждан, обучающихся в начальной школе: Диагностические материалы» (авт. Н.Ю. Яшина).
В 2023/2024 учебном году в инновационную деятельность включились учителя начальных классов школы № 181 Канавинского района Нижнего Новгорода. Педагоги и обучающиеся школы приняли участие в областном конкурсе творческих работ «Язык – душа нации» и заняли 3-е место в номинации «Изучаем русский язык как язык межнационального общения» (ученики 2 в класса: Ринат Хайруллин, Рамзан Юзбашян, Абдурасул Кулдошов, Юсиф Тагиев; руководитель Татьяна Гольдшмидт).
В номинации «Создаем поликультурную языковую среду» представили свои работы студенты-иностранцы Городецкого Губернского колледжа; студентка Екатерина Гетьман заняла 3-е место.
Дети-инофоны, обучающиеся в школе № 52 Канавинского района Нижнего Новгорода, под руководством учителя начальных классов Натальи Текаевой поставили «Сказку о рыбаке и рыбке на новый лад» и стали победителями XII Международного онлайн-фестиваля дружбы «Удивительный мир русской сказки» (январь, Москва). Опыт работы учителей с детьми мигрантов данной школы был представлен педагогом на VII Международной научно-практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования» (март, Пенза), межшкольной конференции «Люблю. Ценю. Берегу» с международным участием (март, Москва).
Конкретные рекомендации по знакомству детей иностранных граждан с социокультурной средой Нижегородской области, а также по языковой подготовке педагоги начальной школы смогут получить на курсах повышения квалификации «Социокультурная и языковая адаптация обучающихся в начальных классах» в НИРО.
ПОДЕЛИТЬСЯ: