Развитие межкультурной коммуникации в классе полиэтнического состава
Особое внимание в документах, регламентирующих деятельность современной школы, уделяется воспитанию учащихся. В новых образовательных стандартах утверждается: «Духовно-нравственное развитие обучающихся осуществляется на основе сохранения культурного разнообразия многонационального народа России». Таким образом, исходя из запросов общества, образовательные организации становятся посредниками между культурами разных народов, организаторами позитивной межкультурной коммуникации, считает Наталья ТЕКАЕВА, учитель начальных классов школы № 52 Канавинского района Нижнего Новгорода.
Толерантность через диалог
В нашей школе данному вопросу уделяется особое внимание, так как в ее стенах обучаются ученики 19 национальностей. Педагогами накоплен богатый опыт по созданию условий для позитивного общения обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности, позволяющего детям мигрантов, не боясь, вступать в диалог с русскоговорящими одноклассниками.
Приоритетным направлением во внеурочной работе становятся развитие у ребят черт толерантной личности, воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.
Все это, на наш взгляд, находит отражение в социально-образовательном проекте для учеников начальной школы «Мы все такие разные, но мы — вместе!». Целью проекта стало формирование у младших школьников понятия о единстве взглядов и интересов разных народов, проживающих на территории России. Проект является долгосрочным и рассчитан на три года (со 2-го по 4-й класс). Работа над ним ведется поэтапно во внеурочной деятельности и непосредственно на уроках.
Социализация и интеграция
На диагностическом этапе совместно с психологом и социальным педагогом проводится мониторинг детей и родителей по проблемам толерантности, составляется социальный паспорт класса, выявляются проблемные вопросы в изучении русского языка и в непосредственном общении на нем детей-инофонов.
На подготовительном этапе смотрятся и обсуждаются видеофильмы, газетные статьи о межнациональных конфликтах. После этого уточняются тема, цели и задачи проекта; изучается психолого-педагогическая литература по обучению русскому языку детей-инофонов.
Организационный этап включает в себя: формирование рабочих групп; планирование деятельности и разработку критериев оценки ее результатов; анализ методов и приемов обучения русскому языку младших школьников — детей мигрантов; подбор дидактических игр и упражнений для занятий; обсуждение и начальное комплектование необходимой материально-технической базы.
На деятельностном этапе непосредственно реализуются цели и задачи проекта: проводятся классные часы, беседы, психологические тренинги, круглые столы, родительские собрания по проблеме межнациональных отношений и интеграции детей мигрантов в современное общество; организуются экскурсии в музеи — центры национальной культуры Нижегородской области; проходят праздники, концерты и другие мероприятия гражданско-патриотической направленности; организуется участие в творческих конкурсах различных уровней. Ребята с большим удовольствием участвуют во всех этих мероприятиях.
Задел на будущее
Среди результатов отметим победу учеников 2 а и 2 б классов в XII Международном онлайн-фестивале «Удивительный мир русской сказки», проводимом на базе МГУ для студентов и учеников, изучающих русский язык как иностранный или неродной.
Еще одно знаковое событие — 1-е место в Международной конференции «Люблю. Ценю. Берегу» (Москва), где многонациональная команда школы представляла проект о своем городе — Нижнем Новгороде.
На завершающей стадии деятельностного этапа анализируется и систематизируется накопленный материал и начинается подготовка к презентации продукта проекта — «Фестиваль национальных культур “Радуга дружбы”», который проводится в виде игры-путешествия.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Педагоги нашей школы находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы с детьми мигрантов. Уже сейчас обучающиеся под руководством своих наставников готовятся к участию в XIII онлайн-фестивале дружбы «Друзья мои, прекрасен наш союз», посвященном 225-летию со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, а также в межшкольной конференции с региональным и международным участием «Родной благословенный дом».
ПОДЕЛИТЬСЯ: