Бережливые взрослые — бережливые дети
По мнению Галины БУЛЫГИНОЙ, заведующей детским садом № 343 Приокского района Нижнего Новгорода, и Ксении НЕКРАСОВОЙ, старшего воспитателя, именно от взрослых — родителей и педагогов, зависит, какие качества личности будут сформированы у малышей в дошкольном возрасте. Взрослые, являясь примером заботливого отношения к духовным и материальным ценностям, воспитывают в детях важное нравственное качество бережливости.
Удачное начало
Идеи бережливого производства и разумного потребления как никогда актуальны на современном этапе развития общества и каждой из его сфер. Введение в действие приказа Министерства образования, науки и молодежной политики от 14.08.2018 № 1808 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области» обусловило переход образовательных организаций региона, в том числе дошкольных, в инновационный режим работы. Внедрение бережливых технологий в деятельность детского сада способствовало не только построению эффективной системы управления процессами и кадровыми ресурсами, но и принятию бережливых ценностей всеми участниками образовательных отношений.
Внедрение бережливых технологий в деятельность нашей дошкольной образовательной организации началось в 2019 году с проекта «Организация эффективной системы информирования». В команду первого проекта вошли всего четыре сотрудника — старший воспитатель, заведующий хозяйством и два воспитателя. Суть проекта заключалась в том, чтобы частично отказаться от информационных материалов на бумаге в пользу электронного контента. В холле был установлен телевизор, который и по сей день выполняет функции информационного экрана. В результате удалось добиться сокращения расходов на бумагу и краску для оргтехники, появилась возможность представлять информацию в разных форматах, картинка и звук сразу обращали на себя внимание посетителей. Проект оказался удачным, вызвал интерес со стороны других работников, и было принято решение продолжить внедрение бережливых технологий.
«Большая комната» для большой работы
Начиная с 2020 года сотрудники обучаются на курсах повышения квалификации в учебно-методическом центре бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов») НИРО. Участие в курсах не прошло бесследно — в качестве итоговых работ были созданы проекты, направленные на оптимизацию процессов выдачи методической литературы, дежурства детей по столовой, мытья рук, подготовки к занятиям по физической культуре.
Значительная деятельность по повышению компетенций сотрудников в области бережливого производства осуществляется внутри детского сада. Создана рабочая группа по внедрению бережливых технологий, в состав которой входят 12 человек — руководитель, педагоги, административно-хозяйственный персонал. Для быстрой интеграции бережливых методов в деятельность образовательной организации проводятся консультации, обзоры методической литературы и практические семинары.
Вовлеченность в процесс все большего количества сотрудников обусловила появление в детском саду обеи — комнаты для собраний рабочих групп проектов, где координируется работа и принимаются решения. В обее обсуждаются новые проекты, размещаются информация об уже реализованных проектах, доска канбан, карты потока создания ценности, планы, листы проблем, листы предложений, методические материалы.
Всего с 2019 года нами было реализовано 11 бережливых проектов, четыре из которых вошли в число лучших практик по внедрению бережливых технологий в Нижегородской области. Три проекта были тиражированы в других детских садах области. Но были и не совсем удачные проекты, которые прекращались на стадии разработки карт текущего и целевого состояний процесса. Однако неудачный опыт — это тоже опыт.
Если бережливый ты...
В нашем детском саду к бережливым ценностям приобщаются не только сотрудники, но и воспитанники. Становление бережливости — длительный процесс. Он подразумевает приобретение новых ценностей, развитие определенных компетенций, формирование особых качеств личности. Дошкольный возраст является сенситивным для развития личности ребенка. Дети открыты для новшеств и без труда адаптируются к незнакомым реалиям. Исследования Р.С. Буре, Р.И. Жуковской, А.Д. Шатовой и др. подтверждают, что закладывать нравственные основы бережливости следует именно в детском саду.
В сотрудничестве с Арзамасским филиалом ННГУ им. Н.И. Лобачевского ведется инновационная работа по воспитанию бережливости у детей старшего дошкольного возраста в современных социокультурных условиях. Педагогами была разработана парциальная программа по воспитанию бережливости у детей 5—7 лет. В настоящее время коллектив создает учебно-методический комплект к программе.
Одним из направлений данной деятельности является адаптация инструментов бережливого производства для использования дошкольниками. Воспитатели в работе с воспитанниками применяют систему организации пространства 5С, метод визуализации, доску канбан и доску желаний. Данные инструменты позволяют сократить временные затраты на незначимые действия, способствуют развитию у детей компетенций, связанных с распределением времени и планированием собственной деятельности.
Проектируя содержание работы по воспитанию бережливости, педагоги также продумывают формы взаимодействия с семьями воспитанников. Пап и мам привлекают к участию в социальных акциях, проектной деятельности, сбору вторсырья. Результатом данного взаимодействия является единый подход к воспитанию бережливой личности, развитию у ребенка компетенций и ценностей, связанных с совершенствованием своей деятельности, планированием времени, бережным использованием ресурсов.
Таким образом, внедрение бережливых технологий является одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада и способствует более эффективной социальной адаптации и детей, и взрослых.
ПОДЕЛИТЬСЯ: