Бережливое мышление — залог успеха в обучении

Основы бережливого мышления формируются в школе № 79 им. Н.А. Зайцева Сормовского района Нижнего Новгорода с начальных классов. Младший школьник под умелым руководством учителя постигает секреты бережливости в процессе обучения. Владение инструментами бережливого производства помогает ребенку быть успешным не только в учебе, но и во всех сферах жизни, поясняют Александра КАДАЦКАЯ, заместитель директора, и Светлана КУЛЬКОВА, учитель начальных классов.

 

 

Как эффективно распределить время на уроке?

В 2021/2022 учебном году в школе был реализован бережливый проект «Возможности учебного занятия для формирования бережливого мышления младших школьников», который занял 2-е место на региональном конкурсе лучших практик внедрения бережливых технологий в системе образования Нижегородской области.

Проект был инициирован учителями начальных классов и направлен на повышение качества образования за счет усиления работы по формированию самоконтроля и самостоятельности у учащихся.

Идея создания проекта возникла при анализе посещенных уроков в начальных классах в рамках внутришкольного контроля. Было отмечено, что у учеников много времени занимает процесс подготовки рабочего места: иногда он происходит на самом уроке, так как младшие школьники в силу возрастных особенностей не могут распределить время на перемене. Из-за этого организационный момент и этап целеполагания на уроке затягиваются. По данным причинам учителя формально подходят к этапу рефлексии. Дополнительно возникают трудности при переключении внимания детей с одного вида деятельности на другой. Особенно это было заметно при переходе от активной устной деятельности к письменной.

При выявлении и анализе проблем и потерь были использованы такие инструменты бережливого производства, как картирование текущего и целевого состояний процесса, инструменты работы над проблемами: 5 почему, диаграф связей, диаграмма Исикавы.

Правильная цель — половина успеха

После анализа проблем и потерь была сформулирована цель проекта: повышение качества усвоения материала учениками начальных классов за счет внедрения методов и инструментов бережливого производства в учебное занятие.

Для достижения цели были:

— детально изучены этапы урока с точки зрения возможности их оптимизации;

— внедрены методы и инструменты бережливого производства на отдельных этапах урока для повышения эффективности этих этапов;

— разработаны алгоритмы, с помощью которых оптимизированы отдельные этапы урока;

— отработаны алгоритмы действий на уроках командой проекта.

В результате реализации проекта были достигнуты следующие целевые показатели:

— увеличено время, затрачиваемое на усвоение материала, за счет уменьшения времени, затраченного на таких этапах, как организационный, целеполагания, рефлексивный (с 28 до 32,5 минуты);

— возросла доля школьников, умеющих работать по алгоритму (с 70—80 до 100 %).

 

 

Копилка полезных секретов готова!

Результатами проекта стали:

— повышение качества усвоения учебного материала за счет перераспределения времени между этапами урока;

— увеличение показателей эффективности учебного занятия за счет совершенствования уровня самостоятельности и самоорганизации детей;

— разработанные командой материалы для оптимизации отдельных этапов урока, которые представлены в виде коробочного решения.

Туда вошли следующие материалы:

— опорные карточки для формулирования цели урока;

— алгоритм действий учащихся по подготовке к уроку;

— алгоритм самооценки для этапа рефлексии;

— инструменты визуализации для самоконтроля;

— бережливые справочники по русскому языку и математике в схемах и таблицах.

Проект, изменяющий будущее

Умение ребят работать по составленным алгоритмам и бережливым справочникам значительно ускорило процесс подготовки к уроку. Теперь дежурные по классу на перемене проверяют готовность одноклассников к каждому уроку, что исключает потерю времени на поиск необходимых принадлежностей на самом занятии.

Использование опорных карточек на этапе целеполагания помогает детям быстро и точно формулировать цель урока, что также экономит время на освоение нового материала. Это является отличной тренировкой для дальнейшей самостоятельной постановки цели урока.

Инструменты визуализации для самоконтроля и алгоритм самооценки помогают провести рефлексию быстро. Ребята объективно оценивают свою деятельность на каждом этапе урока, что позволяет своевременно увидеть пробелы в знаниях и устранить их в дальнейшем.

Благодаря комплексной работе повышается качество усвоения материала на уроках, у учащихся формируются основы бережливого мышления, создаются благоприятные предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.

 

Школа № 11, декабрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN