Бережливое мышление — залог успеха в обучении
Основы бережливого мышления формируются в школе № 79 им. Н.А. Зайцева Сормовского района Нижнего Новгорода с начальных классов. Младший школьник под умелым руководством учителя постигает секреты бережливости в процессе обучения. Владение инструментами бережливого производства помогает ребенку быть успешным не только в учебе, но и во всех сферах жизни, поясняют Александра КАДАЦКАЯ, заместитель директора, и Светлана КУЛЬКОВА, учитель начальных классов.
Как эффективно распределить время на уроке?
В 2021/2022 учебном году в школе был реализован бережливый проект «Возможности учебного занятия для формирования бережливого мышления младших школьников», который занял 2-е место на региональном конкурсе лучших практик внедрения бережливых технологий в системе образования Нижегородской области.
Проект был инициирован учителями начальных классов и направлен на повышение качества образования за счет усиления работы по формированию самоконтроля и самостоятельности у учащихся.
Идея создания проекта возникла при анализе посещенных уроков в начальных классах в рамках внутришкольного контроля. Было отмечено, что у учеников много времени занимает процесс подготовки рабочего места: иногда он происходит на самом уроке, так как младшие школьники в силу возрастных особенностей не могут распределить время на перемене. Из-за этого организационный момент и этап целеполагания на уроке затягиваются. По данным причинам учителя формально подходят к этапу рефлексии. Дополнительно возникают трудности при переключении внимания детей с одного вида деятельности на другой. Особенно это было заметно при переходе от активной устной деятельности к письменной.
При выявлении и анализе проблем и потерь были использованы такие инструменты бережливого производства, как картирование текущего и целевого состояний процесса, инструменты работы над проблемами: 5 почему, диаграф связей, диаграмма Исикавы.
Правильная цель — половина успеха
После анализа проблем и потерь была сформулирована цель проекта: повышение качества усвоения материала учениками начальных классов за счет внедрения методов и инструментов бережливого производства в учебное занятие.
Для достижения цели были:
— детально изучены этапы урока с точки зрения возможности их оптимизации;
— внедрены методы и инструменты бережливого производства на отдельных этапах урока для повышения эффективности этих этапов;
— разработаны алгоритмы, с помощью которых оптимизированы отдельные этапы урока;
— отработаны алгоритмы действий на уроках командой проекта.
В результате реализации проекта были достигнуты следующие целевые показатели:
— увеличено время, затрачиваемое на усвоение материала, за счет уменьшения времени, затраченного на таких этапах, как организационный, целеполагания, рефлексивный (с 28 до 32,5 минуты);
— возросла доля школьников, умеющих работать по алгоритму (с 70—80 до 100 %).
Копилка полезных секретов готова!
Результатами проекта стали:
— повышение качества усвоения учебного материала за счет перераспределения времени между этапами урока;
— увеличение показателей эффективности учебного занятия за счет совершенствования уровня самостоятельности и самоорганизации детей;
— разработанные командой материалы для оптимизации отдельных этапов урока, которые представлены в виде коробочного решения.
Туда вошли следующие материалы:
— опорные карточки для формулирования цели урока;
— алгоритм действий учащихся по подготовке к уроку;
— алгоритм самооценки для этапа рефлексии;
— инструменты визуализации для самоконтроля;
— бережливые справочники по русскому языку и математике в схемах и таблицах.
Проект, изменяющий будущее
Умение ребят работать по составленным алгоритмам и бережливым справочникам значительно ускорило процесс подготовки к уроку. Теперь дежурные по классу на перемене проверяют готовность одноклассников к каждому уроку, что исключает потерю времени на поиск необходимых принадлежностей на самом занятии.
Использование опорных карточек на этапе целеполагания помогает детям быстро и точно формулировать цель урока, что также экономит время на освоение нового материала. Это является отличной тренировкой для дальнейшей самостоятельной постановки цели урока.
Инструменты визуализации для самоконтроля и алгоритм самооценки помогают провести рефлексию быстро. Ребята объективно оценивают свою деятельность на каждом этапе урока, что позволяет своевременно увидеть пробелы в знаниях и устранить их в дальнейшем.
Благодаря комплексной работе повышается качество усвоения материала на уроках, у учащихся формируются основы бережливого мышления, создаются благоприятные предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.
ПОДЕЛИТЬСЯ: