Технологии бережливости в дошкольной образовательной организации
В настоящее время бережливые технологии активно используются в образовательной сфере. Они позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, оптимизируют внутренние процессы, уменьшают время, затраченное на подготовку к занятиям и другим видам деятельности с детьми, считает Ирина КАРАСЕВА, старший воспитатель детского сада «Ромашка» г. Урень.
Во всем нужна система
Бережливые технологии прочно вошли в деятельность нашей дошкольной образовательной организации. Педагоги с интересом реализуют новые проекты, позволяющие оптимизировать предметно-развивающую среду в ДОО, а также улучшить работу с детьми.
Эффективным для детского сада стал проект «Оптимизация материала методического кабинета для подготовки педагогов к образовательной деятельности».
Работая старшим воспитателем, я обратила внимание на то, что педагогам приходится подолгу готовиться к занятиям. Не всегда они находят нужный материал в методическом кабинете. К образовательной деятельности педагоги иногда готовятся наспех, используют недостаточное количество материалов для детей.
Вместе с тем в методическом кабинете много разнообразных пособий, знакового материала, энциклопедий, литературы, которые можно использовать в работе. Нами применялись следующие инструменты бережливых технологий: диаграмма «Спагетти», картирование потока создания ценностей. Было отмечено, что основная проблема при подготовке к занятиям у педагогов заключается в том, что весь материал в методическом кабинете размещен на стеллажах бессистемно.
Мы приняли решение систематизировать материал методического кабинета для более эффективной подготовки педагогов к занятиям.
Что и как улучшить
Основаниями для реализации проекта стали:
— большая трата времени педагогов на подготовку к образовательной деятельности, как следствие нарушения требований СанПиН при организации занятий, режимных моментов;
— нерациональное распределение методической, художественной литературы, дидактических пособий в методическом кабинете;
— бессистемное размещение материала для занятий.
Нами были разработаны следующие мероприятия по достижению целей проекта:
— разработка проекта размещения материала для подготовки педагогов к образовательной деятельности в методическом кабинете;
— приобретение стоек накопителей для размещения материала, папок для материала к занятиям;
— размещение методической и художественной литературы, дидактических пособий по образовательным областям;
— систематизация материала для занятий по познавательному, речевому развитию, формированию элементарных математических представлений.
«Умные» стеллажи
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и федеральной образовательной программой дошкольного образования реализация образовательной программы в дошкольной образовательной организации направлена на решение задач пяти образовательных областей, поэтому в рамках нашего проекта весь материал был распределен по пяти стеллажам.
Каждый стеллаж мы посвятили одной образовательной области: 1-й стеллаж — образовательной области «Познавательное развитие», 2-й стеллаж — образовательной области «Речевое развитие», 3-й стеллаж — образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», 4-й стеллаж — образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», 5-й стеллаж — образовательной области «Физическое развитие».
Методическая литература была размещена по каждой образовательной области с распределением по разделам. Дидактические пособия, картотеки, необходимый материал были распределены по подписанным папкам-накопителям.
Дидактические материалы к занятиям по ознакомлению с окружающим миром, математике, речевому развитию были подготовлены к каждому занятию в соответствии с конспектами занятий по каждой возрастной группе и сгруппированы в папки по месяцам. Весь материал был систематизирован в накопители и подписан для удобства. Подписи на папках имели цветную маркировку в соответствии с возрастом детей, что удобно для подбора того или иного занятия.
Результат налицо
После оптимизации процесса подготовки к образовательной деятельности в методическом кабинете было отмечено, что педагоги стали тратить меньше времени на поиск необходимого материала. Если раньше им приходилось записывать в формуляр большое количество дидактического материала, то после систематизации достаточно записать нужную литературу и необходимую папку с материалом.
В результате реализации проекта нами были достигнуты следующие результаты:
— занятия, режимные моменты организуются без нарушений требований СанПиН по времени;
— сократилось время на подготовку педагогов к образовательной деятельности — с 25 минут до 10 минут.
Таким образом, оптимизация материала методического кабинета ДОО способствовала повышению эффективности подготовки воспитателей к образовательной деятельности, что положительно повлияло на организацию занятий, режимных моментов с детьми.
В дальнейшем мы планируем продолжать реализовывать проекты, основанные на бережливых технологиях, и делиться опытом работы на муниципальном и региональном уровнях и в сети Интернет.
ПОДЕЛИТЬСЯ: