Технологии бережливости в дошкольной образовательной организации

В настоящее время бережливые технологии активно используются в образовательной сфере. Они позволяют эффективно воздействовать на образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, оптимизируют внутренние процессы, уменьшают время, затраченное на подготовку к занятиям и другим видам деятельности с детьми, считает Ирина КАРАСЕВА, старший воспитатель детского сада «Ромашка» г. Урень.

 

 

Во всем нужна система

Бережливые технологии прочно вошли в деятельность нашей дошкольной образовательной организации. Педагоги с интересом реализуют новые проекты, позволяющие оптимизировать предметно-развивающую среду в ДОО, а также улучшить работу с детьми.

Эффективным для детского сада стал проект «Оптимизация материала методического кабинета для подготовки педагогов к образовательной деятельности».

Работая старшим воспитателем, я обратила внимание на то, что педагогам приходится подолгу готовиться к занятиям. Не всегда они находят нужный материал в методическом кабинете. К образовательной деятельности педагоги иногда готовятся наспех, используют недостаточное количество материалов для детей.

Вместе с тем в методическом кабинете много разнообразных пособий, знакового материала, энциклопедий, литературы, которые можно использовать в работе. Нами применялись следующие инструменты бережливых технологий: диаграмма «Спагетти», картирование потока создания ценностей. Было отмечено, что основная проблема при подготовке к занятиям у педагогов заключается в том, что весь материал в методическом кабинете размещен на стеллажах бессистемно.

Мы приняли решение систематизировать материал методического кабинета для более эффективной подготовки педагогов к занятиям.

Что и как улучшить

Основаниями для реализации проекта стали:

— большая трата времени педагогов на подготовку к образовательной деятельности, как следствие нарушения требований СанПиН при организации занятий, режимных моментов;

— нерациональное распределение методической, художественной литературы, дидактических пособий в методическом кабинете;

— бессистемное размещение материала для занятий.

Нами были разработаны следующие мероприятия по достижению целей проекта:

— разработка проекта размещения материала для подготовки педагогов к образовательной деятельности в методическом кабинете;

— приобретение стоек накопителей для размещения материала, папок для материала к занятиям;

— размещение методической и художественной литературы, дидактических пособий по образовательным областям;

— систематизация материала для занятий по познавательному, речевому развитию, формированию элементарных математических представлений.

«Умные» стеллажи

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и федеральной образовательной программой дошкольного образования реализация образовательной программы в дошкольной образовательной организации направлена на решение задач пяти образовательных областей, поэтому в рамках нашего проекта весь материал был распределен по пяти стеллажам.

Каждый стеллаж мы посвятили одной образовательной области: 1-й стеллаж — образовательной области «Познавательное развитие», 2-й стеллаж — образовательной области «Речевое развитие», 3-й стеллаж — образовательной области «Художественно-эстетическое  развитие», 4-й стеллаж — образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», 5-й стеллаж — образовательной области «Физическое развитие».

Методическая литература была размещена по каждой образовательной области с распределением по разделам. Дидактические пособия, картотеки, необходимый материал были распределены по подписанным папкам-накопителям.

Дидактические материалы к занятиям по ознакомлению с окружающим миром, математике, речевому развитию были подготовлены к каждому занятию в соответствии с конспектами занятий по каждой возрастной группе и сгруппированы в папки по месяцам. Весь материал был систематизирован в накопители и подписан для удобства. Подписи на папках имели цветную маркировку в соответствии с возрастом детей, что удобно для подбора того или иного занятия.

Результат налицо

После оптимизации процесса подготовки к образовательной деятельности в методическом кабинете было отмечено, что педагоги стали тратить меньше времени на поиск необходимого материала. Если раньше им приходилось записывать в формуляр большое количество дидактического материала, то после систематизации достаточно записать нужную литературу и необходимую папку с материалом.

В результате реализации проекта нами были достигнуты следующие результаты:

— занятия, режимные моменты организуются без нарушений требований СанПиН по времени;

— сократилось время на подготовку педагогов к образовательной деятельности — с 25 минут до 10 минут.

Таким образом, оптимизация материала методического кабинета ДОО способствовала повышению эффективности подготовки воспитателей к образовательной деятельности, что положительно повлияло на организацию занятий, режимных моментов с детьми.

В дальнейшем мы планируем продолжать реализовывать проекты, основанные на бережливых технологиях, и делиться опытом работы на муниципальном и региональном уровнях и в сети Интернет.

 

Школа № 11, декабрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN