Наставничество как искусство, наставник как искусник

Уходящий 2023 год — Год педагога и наставника, это известно всем. А как происходит это самое наставничество, как формируются желания наставлять у мастера и принимать наставляемое у молодого педагога? Отвечает Марина КОЗЛОВА, учитель русского языка и литературы школы № 185 Ленинского района Нижнего Новгорода.

 

 

«Всегда открыта в школе дверь...»

Наша школа имеет добрые традиции, которые сложились за пятьдесят лет — именно столько исполнилось ей в прошлом учебном году. Еще до объявления официального наставничества у нас уже существовала данная традиция, как, безусловно, и во многих других образовательных организациях. Прямое обращение к наставничеству повысило значение этого трудоемкого процесса.

Так кто же он, наставник?

У нас давно повелось: приходит молодой специалист, и ему помогают почувствовать себя частью коллектива, понять специфику преподаваемого предмета и особенности школьной жизни на уроках и после них. Таким образом, начинающему учителю оказывают помощь и заместитель директора, и советник по воспитанию, и школьный психолог, и социальный педагог, и, конечно же, учителя-предметники. Как же это происходит?

В 2019 году к нам пришла работать выпускница НГПУ имени Козьмы Минина Жанна Валерьевна Кузнецова. Для нас, учителей школы, Жанна Валерьевна была просто Жанной, потому что одиннадцать лет училась в нашей школе и, блестяще окончив ее, поступила в Мининский университет. Правда, теперь статус бывшей ученицы изменился — она наша коллега, учитель русского языка и литературы, имеющий право и на преподавание английского языка.

Жанна в школьные годы увлекалась языками, с удовольствием участвовала в различных мероприятиях, а все благодаря влиянию учителя иностранных языков Татьяны Дмитриевны Куренковой, которая привила ученице любовь к языкам и подвигла к поступлению в вуз на языковой факультет. Поэтому всем было ясно: Татьяна Дмитриевна — самый подходящий для Жанны наставник. Надо сказать, что Жанне повезло с учителями: классный руководитель Ольга Анатольевна Зайцева, ныне заместитель директора, обратила внимание на организаторские способности ученицы и тоже посоветовала связать дальнейшую жизнь со школой.

Искусство обогащает

Вместе с Татьяной Дмитриевной Жанна Валерьевна и начала «вхождение» в профессию. Расскажем немного о наставнике. Т.Д. Куренкова окончила ГГПИИЯ (ныне НГЛУ) имени Н.А. Добролюбова в 1982 году, преподавала в школе, а затем с 1986 по 1990 год работала в ГДР в бронетанковой дивизии ГСВГ в качестве военного переводчика. В эти годы Татьяна Дмитриевна имела возможность безграничного изучения немецкого языка; общение с носителями языка помогало ей совершенствовать не только классический немецкий, но и неформальный язык молодежи. В свободное от работы время она не раз посетила знаменитую Дрезденскую картинную галерею, прослушала лекции о картинах художников, творчество которых вошло в сокровищницу мировой живописи. Сегодня на уроках немецкого языка Татьяна Дмитриевна рассказывает о картинах «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти и «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара. И ученики, затаив дыхание, слушают, потому что никакие компьютерные технологии не заменят живого голоса учителя!

Жанна Валерьевна говорит, что благодаря урокам Татьяны Дмитриевны о шедеврах Дрезденской галереи усвоила важную заповедь учителя: рассказывай детям с интересом о том, что сам видел, — тогда внимание класса тебе обеспечено. Татьяна Дмитриевна и Жанна Валерьевна часто остаются после уроков, чтобы обсудить школьные проблемы. Не получается с объяснением нового материала у Жанны Валерьевны — наставник подскажет, на чем правильнее сделать акцент, какую технологию использовать. Есть проблемы с дисциплиной — наставник считает, что чувство юмора может помочь.

Полезный тандем

Вы, наверное, думаете, почему учитель иностранного языка стал наставником педагога русского языка и литературы? Но ведь это понятно: лингвистика, любовь к ней и бережное отношение ко всем языкам связали Татьяну Дмитриевну и Жанну Валерьевну прочными нитями. Методика преподавания иностранного языка мало чем отличается от методики преподавания русского.

Татьяна Дмитриевна и Жанна Валерьевна разработали совместный проект «Новый год шагает по планете» и реализуют его уже два года, делясь знаниями о праздновании Нового года в различных странах. И ученики лучше усваивают новую лексику английского языка и правописание русского перевода.

Жанна Валерьевна, как и многие молодые педагоги, неплохо разбирается в современных компьютерных технологиях, работает информационным специалистом на ЕГЭ. Своими знаниями она делится с наставником. Так, недавно Жанна Валерьевна прошла обучение использованию кейс-технологии, которая объединяет метод проектов и ситуативный анализ, и теперь применяет ее на практике. Татьяна Дмитриевна, побывав на уроке у коллеги, попросила Жанну Валерьевну рассказать о технологии подробнее и подсказать, как можно внедрить эту инновацию и на уроках иностранного языка.

Мы желаем нашим коллегам творческого сотрудничества, которое приведет их к новым достижениям!

 

Школа № 11, декабрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN