Бережливый детский сад
Сегодня все большее количество предприятий встает на бережливый путь развития, позволяющий с помощью организационных мер повысить производительность труда. Концепция бережливого производства помогает существенно оптимизировать деятельность образовательной организации, причем не за счет притока финансовых ресурсов из внешней среды, а за счет использования ее внутренних возможностей, отмечает Ирина КРЮКОВА, старший воспитатель детского сада № 23 «Колокольчик» Павлова.
Эффективность и качество
В условиях, когда стратегическим ориентиром является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, ключевой задачей каждой образовательной организации становится повышение ее эффективности, сопровождающееся ростом качества образования. Именно поэтому коллективом нашего детского сада разработана программа развития «Бережливый детский сад» на 2023—2028 годы.
Основные тенденции развития нашей ДОО связаны с установкой на достижение главной цели программы: повышение качества дошкольного образования за счет развития ресурсов дошкольной организации и их эффективного использования, а также создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия детей дошкольного возраста.
Как достичь цели
Достижение данной цели рассматривается как поэтапный процесс решения приоритетных задач.
Задачи, связанные с развитием ребенка:
— создать условия для формирования бережливого мышления, предполагающего применение принципов бережливости к материальным ценностям;
— предоставить каждому воспитаннику возможность накопления социального опыта, развития навыков общения и совместной практико-ориентированной деятельности в условиях бережливой образовательной среды;
— содействовать формированию у детей убеждения в важности личного вклада в экономию и бережливость.
Задачи, связанные с развитием педагога:
— повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросе формирования у дошкольников бережливого мышления;
— создать систему педагогических ситуаций, с помощью которых будет лучше реализовываться познавательный потенциал каждого ребенка с использованием инструментов бережливых технологий в образовательной среде;
— создать авторские инновационные продукты (методического обеспечения для педагогов, рекомендаций для родителей) по формированию у дошкольников бережливого мышления, полезных привычек.
Задачи, связанные с развитием ДОО:
— обеспечение доступности и качества пространства дошкольной образовательной организации за счет использования технологий бережливого производства;
— оптимизация информационного пространства для участников образовательных отношений за счет проекта цифровизации «Виртуальный детский сад»;
— стандартизация рабочих процессов, оптимизация рабочего времени персонала посредством применения инструментов бережливого производства;
— вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс через реализацию бережливых проектов;
— совершенствование системы управления ДОО и внутренней системы оценки качества реализации программы развития.
Оптимизация ради будущего
Исходя из поставленных цели и задач, определены следующие направления деятельности, связанные с дальнейшим развитием дошкольной образовательной организации:
— развитие профессионализма педагога как организатора бережливого пространства;
— обеспечение психолого-педагогических условий для формирования у дошкольников представлений о бережливых технологиях и инструментах бережливого производства;
— создание развивающей предметно-пространственной среды, необходимой для формирования у дошкольников основ бережливости;
— вовлечение семьи в образовательный процесс через реализацию бережливых проектов.
Содержание программы развития нашего детского сада реализуется через систему концептуальных проектов, являющихся ее составными частями: «Азбука бережливости», «Бережливый островок», «Фабрика процессов», «Пять шагов к бережливости».
Переход на принципы эффективного управления не только позволяет существенно оптимизировать работу дошкольной образовательной организации, но и способствует реализации ФГОС ДО, становлению у воспитанников компетенций, необходимых для их последующей успешной профессиональной деятельности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: