Кто есть кто на автозаправочной станции
Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Основным источником, питающим такую игру, выступают окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Все это означает, что сюжетно-ролевые игры – отличный инструмент для формирования бережливого мышления у детей, считают заведующая Починковским детским садом № 8 Светлана ТЯПУХИНА и старший воспитатель Ольга МОРОЗОВА.
Творческой группой нашего детского сада была разработана сюжетно-ролевая игра «Автозаправочная станция» с использованием элементов бережливых технологий, а именно работы по алгоритму.
При подготовке к игре воспитанники знакомятся с такими понятиями, как процесс и действие, учатся определять действия, из которых состоит процесс, показывать, что такое план и как организовать работу по плану.
Место проведения игры зависит от условий в дошкольной организации. Игру можно провести как на площадке с дорожной разметкой, так и в групповой комнате или музыкально-спортивном зале.
Перед началом игры необходимо создать положительный эмоциональный настрой в детском коллективе и сформировать мотивацию к участию. Это можно сделать с помощью небольшой тематической физкультминутки.
Далее для развития интереса к игре создается проблемная ситуация: на дороге стоит машина и не едет, почему так может быть? В процессе беседы дети высказывают свои предположения и выясняют, что у этого автомобиля закончился бензин в бензобаке и ему необходимо помочь.
Создавая условия для проведения сюжетно-ролевой игры, подготавливая материалы и атрибуты к ней, педагоги активно сотрудничали с родителями. Ведь наглядность имеют большое значение, помогая малышам лучше представить игровую ситуацию.
Также перед игрой была проведена предварительная работа: ребята наблюдали за автомобилями на улице, рассматривали дорожные знаки, беседовали об устройстве автомобиля, а затем совместно с родителями посещали автозаправочные станции для расширения представлений о работе заправщика, кассира и водителя.
Роли в игре могут распределяться как самостоятельно, так и по назначению воспитателя. Для каждого участника игры предварительно изготавливается реквизит: машина с открывающимся бензобаком, кассовый аппарат и бензоколонка, а также спецодежда (кепки, жилетки). Затем игроки обсуждают алгоритмы действий каждого персонажа.
Алгоритм – это определенный порядок действий, инструкция по их выполнению. Каждый алгоритм состоит из карточек-действий. Эти карточки служат инструкцией для игроков и размещаются на рабочем месте или рядом с ним, чтобы ребенок, если он что-то забыл, смог посмотреть, что ему нужно сделать в данный момент.
Например, алгоритм действий кассира таков: он приветствует водителя, узнает у него, сколько нужно бензина, считает деньги, отдает чек водителю и прощается с ним. Алгоритм действий заправщика: приветствует водителя, узнает, какой бензин ему нужен, открывает бензобак, вставляет пистолет в бензобак и, после того как водитель садится в машину, убирает пистолет из бензобака, закрывает бензобак, затем прощается с водителем. Водитель действует по следующему алгоритму: едет на машине по дороге, ищет знак АЗС, подъезжает к заправке, сообщает заправщику, какой бензин ему нужен и в каком количестве, идет платить в кассу, возвращается в машину, уезжает с заправочной станции.
Дети активно включаются в игру и отрабатывают свои умения действовать по алгоритму. Вся цепочка действий находится на видном месте, там, где ребенок сможет увидеть и получить подсказку, если он испытывает затруднение.
В конце игры воспитанникам предлагается еще раз посетить со своими родителями АЗС и сделать фотографии других видов услуг, реализуемых там: например, продажа товаров, подкачка шин и т. д. Это делается для того, чтобы в дальнейшем дополнить сюжет игры новыми ролями.
Подобные алгоритмы можно использовать в любой сюжетно-ролевой игре, определив роли и порядок действий необходимого персонажа.
ПОДЕЛИТЬСЯ: