О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области
В настоящее время концепция бережливого производства признана одной из самых эффективных в мире. Ее применение на предприятиях обеспечивает увеличение производительности труда, сокращение простоев, устранение дефектов и рост качества продукции. В системе образования нашего региона бережливые технологии внедряются в соответствии с приказом Министерства образования и науки Нижегородской области от 23.12.2021 г. № 316-01-63-3010/21 «Об утверждении плана мероприятий (“Дорожной карты”) по внедрению бережливых технологий в системе образования Нижегородской области на период 2022—2023 годы». Наш специальный выпуск, посвященный данной тематике, открывают Людмила СИБИРЯКОВА, руководитель учебно-методического центра бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов») НИРО, и Татьяна СЕМЕНОВА, старший преподаватель.
Цель — повышение качества
Организационно-методическое сопровождение внедрения бережливых технологий в образовательных организациях и органах управления образованием Нижегородской области выполняет учебно-методический центр бережливых технологий в образовании («Фабрика процессов») НИРО. С 2018 по 2022 год сотрудниками центра обучены 5235 работников образовательных организаций и органов управления образованием, в образовательных организациях реализован 4181 оптимизационный проект.
Использование бережливых технологий в системе образования способствует устранению лишних действий, позволяет сократить время протекания процессов, а значит, дает возможность сотрудникам образовательных организаций сконцентрироваться на выполнении основных задач и потратить высвободившееся время на повышение качества образовательно-воспитательных процессов. Реализация бережливых проектов обеспечивает визуализацию, алгоритмизацию и стандартизацию деятельности образовательной организации, что делает выполнение действий четким, понятным и эффективным, а также приводит к росту удовлетворенности всех участников образовательных отношений.
Реализация бережливых проектов должна быть системной, то есть направленной не на разработку отдельных направлений совершенствования, а на формирование в образовательной организации целостной системы менеджмента бережливого производства — системы, обеспечивающей достижение целей организации.
Равняемся на лучших
Учитывая накопленный опыт, сегодня особенно актуальным является тиражирование лучших практик, то есть внедрение результатов реализованных и хорошо зарекомендовавших себя проектов в деятельность других образовательных организаций. Кроме того, мы все больше переходим от оптимизации несложных, вспомогательных процессов к процессам, влияющим на качество образования, связанным с реализацией основной образовательной программы, работой с одаренными детьми и детьми с ОВЗ, профориентационной деятельностью, психолого-педагогическим сопровождением детей и др.
Актуальным остается вопрос становления образовательных организаций — образцов, которые будут способствовать развитию идей бережливости в образовательной сфере, определять возможности развития образовательных организаций с помощью принципов и инструментов бережливых технологий, передачи личного опыта их использования, обмена лучшими практиками и выявления проблем и определения наиболее эффективных способов их решения. Формирование образцов будет способствовать созданию авторитетного профессионального сообщества для открытого обсуждения вопросов использования бережливых технологий. В таких организациях трансформируется не только рабочее пространство — трансформируется личность, человек становится более целеустремленным и осознанным.
Бережливый ребенок: какой он?
Важнейшим направлением дальнейшей реализации проекта в системе образования является формирование бережливого мышления обучающихся. Что же такое бережливое мышление и почему сегодня так много говорят о необходимости его развития у детей?
Мы понимаем под бережливым мышлением мышление, направленное на постоянное совершенствование окружающей среды и своей деятельности, как учебной, так и бытовой, а в будущем и профессиональной. Конечно, это качество не развивается у обучающихся спонтанно, а является результатом специально организованной работы. По мере формирования бережливого мышления ребенок учится анализировать свою деятельность как процесс, определять действия, из которых тот состоит, анализировать ценность (значимость) каждого из действий. Необходимо научить детей видеть проблемы процесса, выявлять причины их возникновения и понимать их последствия. Ребенок со сформированным бережливым мышлением владеет инструментами бережливых технологий, позволяющими быстро и четко определять возможности оптимизации процесса и организовать их реализацию.
Потоки на фабрике процессов
Эффективным инструментом формирования бережливого мышления является фабрика процессов. Это имитационно-деятельностная игра, участники которой выполняют процесс, имеющий большое количество потерь. Устраняя потери, они совершенствуют свою работу, делают ее эффективной. К настоящему времени такие образовательные площадки в нашей области созданы в трех детских садах и одной школе. Мы надеемся, что это направление получит дальнейшее продолжение.
В последнее время образовательные организации, которые активно включились в процесс формирования бережливого мышления, все чаще заявляют о необходимости систематизации данной работы.
Обеспечить целостный процесс формирования бережливого мышления от детского сада до предприятия позволяет создание потоков развития бережливой личности. Работа такого потока основана на принципе «вытягивания». Предприятие-работодатель формирует спектр требований к выпускникам вузов и колледжей, которые, в свою очередь, обозначают качества, которыми должны обладать выпускники школ, а школы — детских садов. Создание потоков обеспечивает долгосрочное стратегическое видение формирования подрастающего поколения. Оно не даст мгновенных результатов, но через 10—15 лет позволит обеспечить наши предприятия гибкими, адаптивными сотрудниками, непрерывно улучшающими свою работу и деятельность организации.
ПОДЕЛИТЬСЯ: