«Доброшкола»: у нас все получится

В Нижегородской области в мероприятии «Доброшкола» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019—2023 годах приняли участие 27 общеобразовательных организаций, реализующих АООП. Целью федерального проекта, направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является создание современных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью путем обновления инфраструктуры образовательных организаций, что повлечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса, отмечают Наталья СИНИЦЫНА, директор специальной коррекционной начальной школы — детского сада № 144 Дзержинска, и Елена КОЛОТЫГИНА, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и специальной психологии НИРО.

 

 

Лучшие из лучших

Ежегодно в рамках мероприятия «Доброшкола» проводится конкурс в трех номинациях: «Лучшее развивающее пространство учебной мастерской», «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» (кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога) и «Лучший развивающий класс» (учебный кабинет, помещение для реализации программ дополнительного образования).

В этом году в V Всероссийском конкурсе «Доброшкола» участвовали 138 общеобразовательных организаций из 41 субъекта Российской Федерации. 23 ноября в Москве в рамках V Всероссийской конференции «Итоги реализации федерального проекта “Современная школа” национального проекта “Образование”, направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ в 2023 году» прошла торжественная церемония награждения победителей конкурса. В номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» победителем стала специальная коррекционная начальная школа — детский сад № 144 Дзержинска.

Сохранить зрение детей

Эту образовательную организацию посещают 90 обучающихся дошкольного возраста и 61 обучающийся младшего школьного возраста с нарушениями зрения и инвалидностью. 95 % детей имеют II и III группы здоровья; детей с I группой здоровья в ОО на протяжении ряда лет не наблюдается. Таким образом, в специальной психолого-медико-педагогической коррекции разной направленности и степени интенсивности ежегодно нуждаются 100 % учеников.

Особенность учреждения состоит в том, что в одном здании реализуются два уровня образования: дошкольное и начальное общее, что позволяет детям легко адаптироваться к школе. Предусмотрены индивидуальные образовательные траектории развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по зрению. Обеспечивается сохранение психического здоровья, эмоционального благополучия и позитивной социализации. В коррекционной работе учитываются офтальмологические диагнозы. В организации имеется лечебный блок, который оснащен 16 плеоптико-ортоптическими аппаратами.

Для психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения и проведения коррекционно-развивающей работы в учреждении был один кабинет педагога-психолога площадью 18 м2 и один кабинет учителя-дефектолога площадью 9 м2, отсутствовал кабинет учителя-логопеда. Помещения малы для осуществления консультационной работы с родителями и детьми. Не было места для психологической разгрузки детей, помещения и оборудования для развития сенсорно-моторных процессов, что затрудняло реализацию требований ФГОС НОО ОВЗ.

Необходимо было создать единое пространство для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с нарушениями зрения и инвалидностью для организации мероприятий психолого-педагогической направленности. Было принято решение в рамках мероприятия «Доброшкола» сформировать консультативно-методический центр для комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей), обеспечить доступность эффективной профессиональной помощи всем детям с нарушениями зрения независимо от места их проживания, оказание консультационной поддержки населению Дзержинска и специалистам, педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения.

Антошка и Пчелка в помощь учителю

Для организации качественного доступного образования детей с нарушениями зрения в рамках мероприятия «Доброшкола» для кабинетов коррекционно-развивающих занятий были приобретены мультимедийные проекторы, ноутбуки, МФУ, интерактивное оборудование; во всех кабинетах появились регулируемые столы и стулья для быстрой трансформации и формирования удобного рабочего пространства для обучающихся на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

В кабинет учителя-дефектолога закуплено современное коррекционно-развивающее оборудование:

— сундучок «Антошка» с методиками для обследования детей и дальнейшей помощи им. В состав сундучка включены массажные наборы, хрестоматии, наборы для песочной терапии и программное обеспечение;

— логоробот Пчелка — программируемое устройство помогает формировать у детей дошкольного и младшего школьного возраста начальные представления об алгоритмизации, в игровой форме учит понимать причинно-следственные связи между явлениями, развивать мышление, воображение, наблюдательность, творческие и математические способности;

— световой мольберт — положительно влияет на зрение и снижает риски заболевания астигматизмом, развивает общую и мелкую моторику, цветовое и сенсорное восприятие, корректирует психические процессы, пространственное мышление, зрительное восприятие;

— магнитный набор «Ориентир» — учит построению на плоскости различных планов местности, маршрутов движения, планов зданий и часто посещаемых помещений, а также различных элементарных схем, графиков, геометрических фигур.

 

 

Оборудование для познания и развития

Кабинет учителя-логопеда оснащен методическими пособиями, необходимыми для точной комплексной диагностики состояния речевого развития и успешной коррекции речевых нарушений у обучающихся. Применение диагностических материалов для выявления нарушений речи, дидактических пособий, оборудования: логопедического зеркала, логопедических тренажеров, постановочных зондов, программно-дидактического комплекса, наборов для формирования фонематического восприятия, сенсомоторных игр, методических пособий для логопедического обследования — позволяет учителю-логопеду проводить коррекционно-развивающую работу в полном соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО ОВЗ.

Кабинет педагога-психолога полностью укомплектован интерактивным оборудованием для диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Приобретены дидактические пособия и обучающие игры для формирования представлений о себе, других людях и нормах социальных отношений, изучения правил этикета, дорожного движения, развития зрительного, слухового, тактильного восприятия, эмоционально-волевой сферы; тактильные игры-тренажеры для активизации мозговой активности; инвентарь для развития крупной и мелкой моторики; функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций; игровой материал Монтессори для развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста; набор для познавательного развития — развивает ориентировку на плоскости и зрительно-моторную координацию, представления о геометрических формах, цвете, размере, классификации, пространственных отношениях, математические навыки; дары Фребеля — позволяют познакомить детей с цветом, геометрическими телами, формой, развивают ориентировку в пространстве, конструктивные навыки, координацию движений, творческие способности, коммуникацию.

Тренировать сенсорику

Дети любят заниматься с песком. Песочная терапия успешно используется на психоразвивающих и психокоррекционных занятиях педагогом-психологом для оценки эмоционального состояния ребенка, психологической разгрузки и снятия агрессии, развития коммуникативных навыков, стимулирования памяти и процессов мышления.

В рамках реализации проекта полностью сформировано пространство сенсорной комнаты. Новое оборудование позволяет создать условия для раскрытия потенциала каждого ребенка и создает благоприятную коррекционно-развивающую среду, способствующую развитию положительной динамики в обучении.

В сенсорную комнату были приобретены:

— воздушно-пузырьковая панель для стимуляции мозговой и творческой деятельности и достижения психоэмоционального равновесия;

— декоративная тактильная панель для развития тактильного восприятия, верхняя панель «Сатурн» имеет подсветку с возможностью изменения ее цветов;

— панно «Водопад» для активизации слухового, зрительного восприятия и релаксации;

— акустическая тактильная панель — развивает тактильное, зрительное, звуковое восприятие;

— панно «Бесконечность» — для зрительной стимуляции, релаксации;

— развивающая панель «Вогнутое и выпуклое зеркала» — тренажер для развития зрительной и ассоциативной памяти;

— декоративное панно «Морское дно» — с помощью специальных очков превращается из плоскостного изображения в объемное;

— тактильная змейка с песком — идеально подходит для воспитанников с проблемами зрительного восприятия, оказывает массажный эффект на стопы;

— фиброоптический ковер «Звездное небо» — дети погружаются в атмосферу ночного звездного неба, могут водить пальцами по ковру, получая особые тактильные ощущения;

— фиброоптический проектор «Нирвана» — снижает агрессию, тревожность, улучшает концентрацию внимания, вызывает интерес к окружающей обстановке, создает атмосферу расслабления, спокойствия, используется как светотерапия;

— зеркальный шар с подсветкой — предназначен для релаксации, саморегуляции, правильного дыхания.

Дети с нарушениями зрения активно используют светящийся набор, предназначенный для развития зрительного восприятия, познавательных процессов. В учебном процессе и внеурочной деятельности применяются «Говорящая ручка», позволяющая озвучить детскую познавательную литературу, подключая сохранный анализатор, который помогает узнать новое с помощью слуха, и электронный ручной видеоувеличитель, предназначенный для чтения плоскопечатного текста и рассматривания удаленных объектов детьми с остротой зрения 0,03—0,1.

 

Школа № 11, декабрь 2023

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN