Расписание учебных занятий: всегда быть в курсе
Главными характеристиками современности являются быстрота и динамичность, ведь все сферы жизни общества изменяются с огромной скоростью. А это значит, что достижение результата требует постоянного развития, умения совершенствовать и грамотно организовывать свою деятельность. В настоящее время все больше отечественных предприятий и организаций осознают эффективность концепции бережливого производства, используя в работе лежащие в его основе принципы и подходы. Лицей № 7 Кстова не стал исключением, отмечает заместитель директора Татьяна ЩЕРБАКОВА.
Оптимизация и бережливость
Несколько лет мы разрабатывали и реализовывали оптимизационные проекты, такие как: «Оптимизация процесса подготовки и проведения лабораторных работ по физике», «Оптимизация процесса предоставления сводного анализа прохождения промежуточной аттестации учащимися», «Оптимизация сдачи отчетности педагогов о результатах методической деятельности» и др. Внедрение инструментов бережливых технологий в организацию учебной деятельности лицея значительно разгрузило педагогов: сократило время, затрачиваемое на работу с документами.
Мы считаем, что школа наравне с формированием предметных и метапредметных результатов у учащихся способна сформировать образовательную траекторию по бережливому мышлению, что, в свою очередь, позволит детям по мере взросления изучать принципы бережливых технологий, используя данные инструменты не только в образовательной и, как следствие, дальнейшей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Одним из больших достижений нашей работы в области бережливых технологий мы считаем детские инициативы. Так, идея создания проекта, описываемого далее, принадлежит ученику 9-го класса Игорю Сорокину.
Жизнь по расписанию
Школьное расписание — вещь нестабильная. Больничные педагогов, проведение олимпиад, конкурсов, ВПР и т. д. становятся причиной его корректировки. В лицее все актуальные изменения расписания представлены на специальном стенде и размещены на официальном сайте, но риск, что все участники образовательной деятельности не будут осведомлены об изменениях, остается велик: не всегда домен школьного сайта может выдержать наплыв посетителей и прогрузить расписание, не всегда изменения могут быть опубликованы до конца учебного дня и быть доступными на стенде школы, ведь иногда расписание корректируется в экстренном порядке. Поэтому лицею требовался инструмент, который позволил бы оперативно информировать учеников и педагогов об изменениях в расписании уроков, позволяя сэкономить важнейшие ресурсы — время и энергию.
В начале исследования автор подсчитал, что за один учебный день он обратился к расписанию более девяти раз, тратя при этом почти 16 минут. Это время одинаково как в случае обращения к стенду с расписанием в холле лицея (передвижения по школе, ожидание в очереди перед расписанием), так и в случае обращения к официальному сайту (загрузка сайта, открытие нужной страницы, загрузка файла и т. д.).
Опросив одноклассников, Игорь сделал вывод о том, что большинство ребят тратят много времени на отслеживание изменений в расписании. А те, кто не отслеживают изменения, часто оказываются в числе опоздавших или не готовых к урокам. Тогда у юноши зародилась мысль о необходимости автоматизировать процесс получения расписания уроков с помощью чат-бота в Telegram.
С этой инициативой Игорь обратился к администрации школы. Было принято решение: реализовать в лицее проект с применением инструментов бережливого производства по теме «Автоматизация процесса информирования учащихся и педагогов об актуальных изменениях в расписании учебных занятий». В состав проектной команды вошли заместитель директора Татьяна Щербакова, учитель информатики Оксана Немтинова и Игорь Сорокин.
С чего начать?
В начале работы перед командой стояли следующие задачи:
— оптимизировать процесс информирования участников образовательных отношений об изменениях в расписании занятий, звонков, кабинетов за счет автоматизации с 42 минут до 21 минуты;
— сократить время на отслеживание изменений в расписании учебных занятий с 16 минут до 1,5 минуты;
— уменьшить случаи опозданий учащихся на учебные занятия из-за незнания актуальных изменений в расписании уроков, звонков, кабинетов с 70 до 10 %;
— уменьшить случаи неподготовленности ученика по предмету с 20 до 5 %.
Работа над проектом длилась с мая по ноябрь 2022 года. Затем была запущена апробация чат-бота Telegram. С началом текущего учебного года бот используется в штатном режиме педагогами и учениками основной и старшей школы.
Не покидать чат
В ходе реализации проекта рассматривались разные варианты создания ботов в Telegram, но после тщательного анализа было принято решение о самостоятельном написании чат-бота. Данная задача была полностью решена автором проекта Игорем Сорокиным.
Перейти в чат-бот любой желающий может по QR-коду или ссылке, которые размещены на информационных ресурсах лицея. После запуска бот предлагает выбрать роль — ученик или учитель. В зависимости от выбранной роли бот осуществляет следующие функции:
— каждое утро в 7:00 и каждый вечер в 20:00 автоматически генерирует и отправляет расписание занятий, звонков и кабинетов: в 7.00 — на текущий учебный день, в 20.00 — на следующий;
— показывает (по запросу) актуальное расписание любого класса на текущий учебный день.
Результаты внедрения проекта в деятельность лицея положительно сказались на всем образовательном процессе:
— сократилось время на ненужные перемещения и ожидания с 16 минут до 1,5 минуты (в перерасчете на всех обучающихся основной и старшей школы — с 122 до 11 ч);
— сократилось количество опозданий и неготовности к урокам учащихся по причине неосведомленности об изменениях в расписании.
Эти факторы доказывают эффективность концепции бережливости в рамках образовательной деятельности лицея.
ПОДЕЛИТЬСЯ: