Знать и любить свою страну
Патриотические качества личности ребенка формируются в системе урочной и внеурочной деятельности во взаимодействии и сотрудничестве с родителями. Светлана АНДРИАНОВА, учитель начальных классов Новоселковской школы Арзамаса, проводит работу по гражданско-патриотическому воспитанию практически в рамках всех образовательных областей учебного плана. По ее мнению, в учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, гражданскому образованию есть много познавательного материала, на основе которого можно воспитывать маленьких патриотов.
Со страниц учебника
Начиная с 1-го класса в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого есть вопросы и задания для изучения истории родного края, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаем, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.
В учебнике по окружающему миру «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова для 2-го класса изучаются темы «Достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга», «История Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3-й класс, есть тема «Золотое кольцо России». Путешествуя по городам, можно не только приобщиться к прекрасному, но и многое узнать об истории нашего государства.
Для воспитания патриота можно использовать материал любого учебника. Так, в учебнике по литературному чтению Л.И. Климановой и В.Г. Горецкого много произведений известных русских писателей, стихотворений о нашей стране, о людях, населяющих ее, о красоте родной природы. Это хорошая почва для того, чтобы взрастить в душах детей семена патриотизма.
Коллективная творческая деятельность
Одна из основных форм воспитательной работы — классный час. Он является ведущей деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Основные формы проведения классных часов: беседы, встречи с интересными людьми, викторины, дискуссии, интерактивные игры и др.
Представлю вашему вниманию систему классных часов патриотической направленности по годам обучения:
— 1-й класс: «Дом, в котором мы живем», «День бабушек и дедушек», веселые старты «Вперед к победе», «Поможем птичкам перезимовать», коллективное творческое дело «Праздник дружбы», выставка рисунков «Как трудится моя семья», «Я в своей семье», «С чего начинается Родина»;
— 2-й класс: «День неизвестного солдата», поздравление ветеранов и близких людей с Днем пожилого человека, «Все профессии нужны, все профессии важны», «Моя любимая мама», конкурс стихов «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь», «Этот праздник со слезами на глазах», «Права человека»;
— 3-й класс: «Конституция — главный закон моей страны», «Земля — наш общий дом», «Добрые традиции моего дома», «Защитник Родины. Кто он?», урок гражданственности «Полководцы и герои», «Русский народ и его предки-славяне»;
— 4-й класс: «Россия — Родина моя», «Ваши права. Совесть — мерило ответственности», «Герб, флаг, гимн — символы России», «День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады», «История моего села», «Трагедия в Беслане», «Урок милосердия и доброты».
Поговорим о важном
С 1 сентября 2022 года в школах страны реализуется федеральный проект «Разговоры о важном», целью которого является формирование взглядов учащихся на основе национальных ценностей через изучение центральных тем — патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Это беседы, «живой диалог» учителя с учениками на определенные темы. Предлагаемый педагогам комплект методических материалов (сценарий, презентация, видеоматериалы, интерактивные задания) носит рекомендательный характер. Учитель может дополнить материал, изменить что-то в ходе занятия по своему усмотрению. Это для нас, классных руководителей, удобно, так как не тратится много времени на подготовку к занятию. Я сама с интересом изучаю материал, прежде чем дать его ребятам. Столько интересных историй, интерактивных заданий, игр! И самое главное — они о России, о русских людях, о семье... В общем, о самом важном!
Я использую следующие формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность: конкурсы стихов, конкурсы рисунков, инсценировки, соревнования, творческие конкурсы.
Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания считаю метод включения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность как одну из форм планирования и организации образовательного процесса, влияющую на формирование патриотических чувств детей.
Нами реализованы следующие социальные проекты: «Спасибо деду за Победу!», «Загляните в мамины глаза», «Собери макулатуру — сбереги дерево», «Время читать», «Новогодний серпантин», «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Покормите птиц зимой» и др.
С помощью семьи
В систему патриотического воспитания органично вписался курс внеурочной деятельности «Уроки для души», который предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), внеклассной деятельностью детей и семейным воспитанием. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира.
Разнообразны методы и приемы работы в рамках этого курса: праздники, викторины, коллективные творческие дела, интеллектуально-познавательные игры, трудовые дела, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, акции благотворительности, милосердия, творческие проекты, презентации, проведение выставок семейного художественного творчества, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Результативность формирования патриотических качеств личности школьника в значительной степени зависит от взаимодействия школы и семьи. Формы сотрудничества с родителями разнообразны: родительские собрания на патриотическую тематику, индивидуальные консультации и беседы, оформление информационных уголков для родителей, помощь в подготовке проектных и исследовательских работ, совместно организованные акции, праздники, поездки, экскурсии.
«Где ты появился на свет...»
С целью выявления динамики патриотического воспитания у младших школьников мною были проведены диагностика и тестирование в начале 2-го и середине 4-го класса.
Исходя из данных диагностики, можно сделать вывод о том, что у учащихся к середине 4-го класса:
— активно проявляются такие чувства, как любовь к семье и близким людям, родному городу, уважение к истории народа;
— на достаточном уровне сформирована система знаний о своей стране;
— привиты умения использовать накопленные знания в игре, трудовой и художественной деятельности, принимать участие в общественно полезном труде;
— формируется эмоционально положительное отношение к тем местам, где дети родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, возникают желание узнать больше о своих селе и крае и стремление заботиться об их процветании.
О результативности проводимой мною работы могут свидетельствовать также активное участие детей в творческих конкурсах патриотической направленности: чтецов, поделок, рисунков, сочинений. У младших школьников пробуждается интерес к самовыражению в доступных формах художественного творчества.
ПОДЕЛИТЬСЯ: