«Весь мир — театр»
Министерство просвещения Российской Федерации по поручению Президента ставит задачу создания системы школьных театров и детских театральных конкурсов. Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что к 2024 году в каждой школе должен появиться свой театр, так как театральная деятельность является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей из регионов, напоминает Елена ТИМОШИНА, учитель начальных классов школы № 187 с углубленным изучением отдельных предметов Советского района Нижнего Новгорода.
Учимся театральному мастерству
Вот уже более двадцати лет я увлекаюсь театральной деятельностью. Мною разработана программа внеурочной деятельности «Мы — артисты!». А с 2019 года в нашей школе функционирует кружок с таким же названием. В него вовлечены обучающиеся начального звена, то есть классов, в которых я являюсь классным руководителем.
Основные цели кружка: развитие мотивации к познанию и творчеству, самостоятельности младших школьников и организация духовно-нравственного и патриотического воспитания.
В репертуарном плане кружка — показ театральных постановок ежегодно, два-три раза в год. Длительность каждого спектакля — 35—45 минут.
Чтобы постановка становилась событием, необходимо соблюдать следующие правила:
— Определить тему спектакля, написать сценарий. Самое главное, чтобы каждый ребенок получил роль со словами. В сценарий я добавляю литературных героев, разных животных, а также неодушевленных героев, которые оживают. Например, в спектакле «Волшебник Изумрудного города»: колоски разговаривают, деревья ведут диалог и ходят, маки поют колыбельную песню и т. д.
— Распределяя роли, учитываю пожелания самих детей. Каждый ребенок за четыре года обязательно получает главную роль. Но и второстепенные небольшие роли юные артисты с удовольствием играют.
— На первом этапе работы над постановкой мы с ребятами определяем главную тему, идею. Ведь они должны понимать суть произведения и мысль, которую они хотят донести до зрителей.
— Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.
— Каждая постановка сопровождается музыкальным оформлением. Тексты песен я переделываю под уже известные мелодии.
— Огромную помощь нам оказывают родители. Они готовят костюмы и декорации к спектаклю.
— Большим событием становится день, когда дети перевоплощаются в любимых персонажей, а зрители любуются спектаклем и замечательной игрой юных артистов.
Наши достижения
4 декабря 2019 года мои второклассники посетили воспитанников областного центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» и показали театрализованное представление «Волшебник Изумрудного города».
15 января 2020 года на базе городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия юные артисты подготовили и показали благотворительный спектакль «Новогодний переполох» воспитанникам Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.
19 января телекомпания «Образ» на канале ННТВ выпустила репортаж о данном событии.
В рамках культурно-познавательного интернет-проекта «Я открываю Нижний Новгород», посвященного подготовке к празднованию 800-летия со дня основания нашего города, был разработан и поставлен спектакль «Живые истории». Материал рассказывает о знаменитых людях Нижнего Новгорода — Кузьме Минине, Дмитрии Пожарском, В.П. Чкалове, А.М. Горьком, М.А. Балакиреве, И.П. Кулибине, Н.И. Лобачевском, Н.А. Добролюбове, первой русской женщине, ставшей доктором медицины, — Н.П. Сусловой.
Девочка Таня и мальчик Петя знакомятся с Волшебником. Он предлагает детям отправиться в прошлое сквозь века и узнать, за что горожане так чтят этих героев. Ребята становятся не только свидетелями, но и участниками исторических событий.
Сценарий спектакля был представлен на Всероссийском педагогическом конкурсе «Творческий учитель — 2021» и отмечен дипломом III степени.
В этом году первоклассники уже показали инсценировку «Детство Пушкина» на празднике «Золотая осень» (для родителей) и школьном Пушкинском балу.
Я и мои воспитанники приняли участие в областном конкурсе творческих работ педагогов и обучающихся «Театр — дорога к уму и сердцу» и заняли 1-е места в номинациях: «Авторские сценарии театрализованных представлений, пьесы для детских постановок, составленные педагогом» (Е.Н. Тимошина); сочинение-эссе «Я люблю театр» (А. Рожденкин, А. Цилих); «Я — драматург» (Д. Денисова, С. Кряжев).
Таким образом, театральная деятельность стала для обучающихся благоприятной средой, где развиваются значимые качества, способствующие становлению компетентной, социально активной, творческой, духовно-нравственной личности.
ПОДЕЛИТЬСЯ: