Как экскурсия помогает растить патриота
Положения федеральной программы НОО определяют основную задачу школы — развитие высоконравственной личности гражданина России. Используя инновационные технологии, педагоги организуют познание ребенком окружающего мира, приобщают школьников к нормам поведения в российском обществе. Помочь в этом, по мнению Светланы ВОЛЧКОВОЙ, учителя начальных классов школы № 160 Ленинского района Нижнего Новгорода, может экскурсионная деятельность.
Продолжая образовательный процесс вне школы, мы с классом посещаем знаменитые места Нижнего Новгорода, места боевой славы (Вечный огонь, памятник погибшим дизелестроителям). Историческое просвещение четвероклассников происходит и на выставке «Подвиг народного единства» в Ивановской башне Нижегородского кремля. Дети знакомятся с событиями 1612 года, ролью наших земляков в освобождении Москвы от интервентов.
После этого я стараюсь включить всех ребят в активную деятельность. Так, учащиеся выполнили мое задание записать интервью у своих бабушек, дедушек и выступить с презентацией на уроке. Какие необычные и трогательные истории военных лет услышал класс! А награды родных, редкие семейные фотографии связали детей с событиями прошлого. Так формируется уважение к памяти защитников Отечества и их подвигам.
В парке «Дубки», где произрастают удивительной красоты могучие дубы возрастом более ста лет, проходят наши естественнонаучные экскурсии. Сведения, полученные на уроках, дети закрепляют в Нижегородском планетарии, на выставке «Археологическое прошлое Нижегородского кремля». Продолжаются развитие экологической культуры школьников и формирование у них навыков охраны, защиты, восстановления окружающей среды.
Увидеть выдающиеся произведения искусства, познакомиться с ремеслами и народными промыслами родного края помогают экскурсии в музеи. Музей истории художественных промыслов, Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья дают детям возможность увидеть памятники деревянного зодчества, жилища наших предков. Познакомиться с предметами старины мы смогли и в Техническом музее на выставке «О чем поет самовар». Чудесные легенды, сказки и песни, которые услышали мои ученики, оставили большой след в их душе.
Получив много положительных эмоций, ребята попробовали себя в деле. В классе мы провели «Праздник самовара» с народными забавами, мастер-классы по изготовлению пряничных домиков, росписи новогодних игрушек.
Исследовательский метод, который я использую в работе, повышает активность и инициативу детей. Наш общий проект «Что расскажет дорога от дома до школы» по значимым местам микроучастка нашей образовательной организации в рамках районного конкурса «Классный гид» рассказал о роли завода «Двигатель революции» в годы Великой Отечественной войны, об истории мозаики, украшающей здание Нижегородского промышленно-технологического техникума, об истории нашего района и его известных людях. Первоклассники сами были экскурсоводами.
Совместная деятельность увлекла ребят, и мы подготовили следующий проект — «Новогодний калейдоскоп». Стали победителями районной выставки «История вещей», которая демонстрировала новогодние открытки дореволюционных и советских времен, новогодние игрушки прошлого столетия. Юные экскурсоводы познакомили ребят из начальной школы с историческими традициями празднования этого чудесного сказочного праздника.
Экскурсионной деятельности я придаю особое значение. Бесспорно, чем полнее, ярче будут знания, которые получают младшие школьники, тем глубже будет их уважение к патриотическим традициям родного Отечества.
ПОДЕЛИТЬСЯ: