Кто вы — истинные нижегородцы?
Сегодня мы говорим о становлении «компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). Основой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в лицее № 8 имени академика Е.К. Федорова Нижегородского района Нижнего Новгорода является патриотизм, отмечает учитель английского языка Оксана ЛИСИЧЕНКО.
История становится ближе
Мы учим ребят основополагающим человеческим ценностям, помогаем совершить нравственный выбор в пользу доброты, любви к ближнему, родному городу, стране.
Примером педагогической деятельности в данном направлении является реализация культурно-просветительского проекта благотворительного фонда «Земля Нижегородская» «Миллионка — место силы», в рамках которого учащихся 6 в класса проводили театрализованные арт-экскурсии.
В ходе такой экскурсии ее участники оказываются свидетелями жизни старого города в разные периоды, исторические персонажи «оживают» и рассказывают о событиях от первого лица.
Примером героического служения Отечеству в годину тяжелых бедствий является земский староста Кузьма Минин, который, повествуя о событиях Смутного времени, излагает «сокровенные думы и убеждает каждого, что можно добиться успеха, если подняться не единицами, а всему народному множеству. Купно за едино!»
Иными яркими примерами служения во благо людям, населявшим Нижний Новгород, являются исторические личности: купец-меценат Николай Бугров, писатель и общественный деятель Максим Горький, которые обращаются к экскурсантам и призывают жить так, «чтобы другим хорошо и себе не худо».
Знакомясь с босяками, людьми «лишними», «золоторотцами», торговками с Нижнего Посада, слушатели задумываются о том, чем и как жили простые люди.
«Купно за едино!»
Таким образом, классическая экскурсия становится захватывающей, интересной. А ее создатели не только изучают и систематизируют краеведческий материал, но и задумываются над важными для формирования личности вопросами: Что значит для меня патриотизм? Какие люди оставили след в истории родного края? Зачем сохранять культурное наследие? Чему учат исторические события? Что такое сострадание, служение, любовь, доброта? А значит, на примере исторических фактов подростки формируют личные ценностные смыслы и духовно-нравственные установки, пересматривают свое отношение к значимым событиям, становятся их активными участниками, начинают ценить и беречь родной город, людей, которые их окружают.
Не только дети, но и родители являются волонтерами проекта. Результатами совместной деятельности сплоченной команды единомышленников: сотрудников благотворительного фонда «Земля Нижегородская», классного руководителя, учащихся, их родителей — стали:
— написание творческих работ по изучению истории старого Нижнего Новгорода, его исторической части под названием Миллионка;
— сбор историко-краеведческого материала для презентации проекта «Мастерская театрализованных экскурсионных маршрутов для подростков»;
— выступление на первом «Круге благотворителей» (при поддержке Правительства Нижегородской области, Президентского Фонда культурных инициатив, ассоциации «Служение»);
— пошив костюмов для героев театрализованных экскурсий на полученные на «Круге благотворителей» средства;
— посещение благотворительных экскурсий, организованных благотворительным фондом «Земля Нижегородская»: «Закулисье драматического театра», «Миллионка — место силы», Живого музея ремесел;
— разработка арт-экскурсий и маршрута в рамках деятельности экскурсионной театрализованной мастерской;
— проведение благотворительных экскурсий-спектаклей;
— участие в городском фестивале «Знатоки Миллионки», событиях Дня России в Нижнем Новгороде;
— участие в арт-экскурсии «Время любить», приуроченной ко Дню города — 2022;
— проведение экскурсий для школьников на Миллионке в День знаний в 2022 году и в День защиты детей в 2023-м.
Историческими маршрутами
По мнению исполнительного директора благотворительного фонда «Земля Нижегородская» Елены Жарковой, «данный проект является инновационным в области духовно-нравственного воспитания молодежи, формирует чувство истинного патриотизма, любовь к истории, духовно-нравственные основы для гармоничного развития личности».
Руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин отметил, что в ходе работы школьники не только изучали историю, но и «задумывались над значимостью духовных традиций на протяжении веков», что способствует «укреплению нравственной силы молодого поколения».
В заключение хочется выразить благодарность сотрудникам благотворительного фонда «Земля Нижегородская». Инициированный ими проект изменил всех нас — детей, и взрослых. Мы почувствовали свою сопричастность истории родного края, поняли, кто мы такие — нижегородцы!
Данный опыт может быть использован на уроках истории и литературы, во внеурочной деятельности, для проведения «Разговоров о важном», классных часов, а также для создания новых экскурсионных маршрутов по забытым уголкам малой родины. Проект театрализованной экскурсии может стать основой сценария увлекательной исторической игры-квес-та и реализовываться в качестве общешкольного мероприятия.
ПОДЕЛИТЬСЯ: