Чтение — диалог между ребенком и книгой

Факт отсутствия читательского интереса у сегодняшних учеников знаком многим педагогам. В наш век научно-технического прогресса, когда господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, многие дети потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку книга играет важную, доминирующую роль в образовании и развитии личности ребенка, отмечает Валентина ГУЛЯЕВА, учитель начальных классов Ризоватовской школы Починковского округа.

 

 

Педагоги, преподающие у младших школьников, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Главное — организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития.

Чтение и рассказывание книг организуются во все моменты жизни ребенка в школе; они связываются с играми и прогулками, бытовой деятельностью и трудом. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Я как учитель начальных классов обращаюсь к наследию прошлого, внимательно вглядываюсь в жизнь: что необходимо взять ученикам с собой в дорогу? Чему учат нас «преданья старины глубокой», страницы книг прошлого, творения детских писателей мира? И стараюсь, чтобы рядом с ребенком были Робинзон, Том Сойер, Винни-Пух, Карлсон. Они-то и помогают читающим школьникам не искалечить душу, учат великодушию, трудолюбию, совести, благородству.

В нашей школе читательский интерес формируется через уроки литературного чтения, а также внеурочную деятельность. В рамках последней реализуется программа «Функциональная грамотность», одним из блоков которой является читательская грамотность.

Такие занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению и рефлексии письменных текстов, использованию их содержания для достижения собственных целей, приобретению знаний и получению возможностей для активного участия в жизни общества.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, «путешествия» по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

Содержание таких занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. Предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Данная система занятий позволяет внедрять новые технологии и нестандартные формы внеурочной деятельности, развивать речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий на уроках и вне класса значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению, способствует развитию познавательного интереса, формирует мышление.

Воспитать любовь к книге и чтению помогают и родительские собрания: «Роль чтения в жизни ребенка», «Правильное чтение — залог успешного обучения учащегося», собрание-практикум «Как помочь ребенку овладеть связной речью», праздник «Папа, мама, я — читающая семья», индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей, где размещена «Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге».

 

Школа № 3, март 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN