Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания
Образовательный процесс сегодня должен быть направлен на самостоятельную работу обучающихся, обеспечивать возможность для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, что позволяет совершенствоваться, формировать жизненные ценности и образовательные компетенции, считает учитель истории и обществознания школы № 12 Балахны Анна НОВГОРОДЦЕВА.
Компетенции и компетентность
Применение полученных знаний на практике, в жизни, сделает личность социально адаптированной, функционально грамотной, поможет осуществлять жизнедеятельность в конкретной культурной среде, что невозможно без компетентностного подхода.
Моя основная цель как учителя сегодня — подготовить учащихся к жизни в современном мире. Я считаю, что обучение должно быть интересным, эффективным, а главное — продуктивным.
В отличие от знаний компетенции могут быть сформированы и выявлены только в ситуациях возникновения проблемы, которая требует анализа и поиска решения в реальных или специально созданных педагогических ситуациях, близких к бытовым, социальным или профессиональным процессам.
Применяя компетентностный подход на уроках истории и обществознания, я выстраиваю образовательный процесс так, чтобы обучающиеся могли успешно овладеть компетенциями, позволяющими эффективно применять усвоенные знания на практике в процессе социальной адаптации.
Компетентностно-ориентированные задания — это задания, в основу которых положены знания и умения, которые будут реализоваться (применяться) в практической деятельности. Они включают учеников в решение проблемы.
Первоочередной задачей становится выработка умения работать с информацией, так как группа информационных умений является надпредметной, она необходима для решения любой задачи, входящей в состав различных общекультурных и профессиональных компетентностей.
Представьте себя крестьянином
Исходя из опыта использования компетентностного подхода, я могу сделать вывод о том, что компетентностно-ориентированные задания являются результативными, когда применяются в следующих видах деятельности:
– Работа с картой. На уроках истории при изучении внешней политики обучающимся предлагается разработать карту-маршрут.
— Работа с диаграммами, таблицами, схемами.
— Работа с таблицами — проводится при сравнительном анализе.
— Работа над ошибками. Найти в тексте и исправить ошибки.
— Решение исторических задач. Разве можно сказать, что математика и история связаны? Оказывается, можно. Учащиеся, работая с лентой времени, делают вычисления.
— Работа с терминами (историческими, обществоведческими).
— Написание мини-сочинений. Это форма творческой деятельности, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого ребенка. В работах данного направления должна присутствовать выдержанная логическая линия; собственный взгляд должен быть подкреплен весомыми аргументами и фактами; должны содержаться необходимые обобщения и выводы. Например, учащиеся 6-го класса с удовольствием пробуют выступать в роли крестьянина, когда от первого лица пишут рассказ «Один день в жизни крестьянина».
Школьная неделя
Компетентностно-ориентированные задания ежегодно используются мною во время проведения Недели истории и обществознания. Каждый ее день имеет свое название. Например, понедельник — «День исторического костюма». В этот день учащиеся присутствуют на уроках в костюмах каких-либо исторических деятелей. Все полностью погружаются в историю. После уроков ребята защищают выбор своего персонажа.
Вторник — культурный день «Музыка рядом с нами». Во время перемен дети показывают свои умения игры на музыкальных инструментах, вся школа сбегается на звуки музыки и начинает подпевать знакомым песням.
Среда — «День исторического знатока». Мною проводятся викторины, учащиеся защищают свои проекты.
Четверг — «День развития культуры современного подростка». В этот день я стараюсь организовать экскурсии в музеи Балахны. Ученики получают новую информацию, знакомясь с экспонатами, относящимися, например, к Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Кстати, именно в нашем городе находится единственный музей, посвященный этим знаменитым историческим личностям.
А в завершение Недели истории и обществознания организуются подведение итогов и награждение отличившихся учащихся.
«История — учительница жизни»
В результате своей педагогической деятельности я могу сделать вывод о том, что формирование функциональной грамотности через применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории и обществознания создает положительный опыт, развивает творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Также благодаря таким заданиям реализуется принцип сотрудничества, сочетаются коллективное и индивидуальное. У ребят появляется устойчивый интерес к предмету, они учатся общаться друг с другом, находить компромиссные решения, развиваются интеллектуально.
Это можно отследить исходя из результатов учащихся школы. Данные результаты демонстрируют положительную динамику:
— Успеваемость по истории и обществознанию во всех классах за 2022/2023 учебный год составила 100 %, качество знаний — 68 %.
— О высоких результатах в обучении свидетельствует наличие выпускников, набравших по результатам итоговой аттестации по обществознанию 2023 года в форме ЕГЭ высший балл 91 при 100 %-й успеваемости, что позволило им поступить в престижные вузы Нижнего Новгорода на бюджетной основе.
ПОДЕЛИТЬСЯ: