Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания

Образовательный процесс сегодня должен быть направлен на самостоятельную работу обучающихся, обеспечивать возможность для самовыражения и саморазвития каждого ребенка, что позволяет совершенствоваться, формировать жизненные ценности и образовательные компетенции, считает учитель истории и обществознания школы № 12 Балахны Анна НОВГОРОДЦЕВА.

 

 

Компетенции и компетентность

Применение полученных знаний на практике, в жизни, сделает личность социально адаптированной, функционально грамотной, поможет осуществлять жизнедеятельность в конкретной культурной среде, что невозможно без компетентностного подхода.

Моя основная цель как учителя сегодня — подготовить учащихся к жизни в современном мире. Я считаю, что обучение должно быть интересным, эффективным, а главное — продуктивным.

В отличие от знаний компетенции могут быть сформированы и выявлены только в ситуациях возникновения проблемы, которая требует анализа и поиска решения в реальных или специально созданных педагогических ситуациях, близких к бытовым, социальным или профессиональным процессам.

Применяя компетентностный подход на уроках истории и обществознания, я выстраиваю образовательный процесс так, чтобы обучающиеся могли успешно овладеть компетенциями, позволяющими эффективно применять усвоенные знания на практике в процессе социальной адаптации.

Компетентностно-ориентированные задания — это задания, в основу которых положены знания и умения, которые будут реализоваться (применяться) в практической деятельности. Они включают учеников в решение проблемы.

Первоочередной задачей становится выработка умения работать с информацией, так как группа информационных умений является надпредметной, она необходима для решения любой задачи, входящей в состав различных общекультурных и профессиональных компетентностей.

Представьте себя крестьянином

Исходя из опыта использования компетентностного подхода, я могу сделать вывод о том, что компетентностно-ориентированные задания являются результативными, когда применяются в следующих видах деятельности:

Работа с картой. На уроках истории при изучении внешней политики обучающимся предлагается разработать карту-маршрут.

Работа с диаграммами, таблицами, схемами.

Работа с таблицами — проводится при сравнительном анализе.

Работа над ошибками. Найти в тексте и исправить ошибки.

Решение исторических задач. Разве можно сказать, что математика и история связаны? Оказывается, можно. Учащиеся, работая с лентой времени, делают вычисления.

Работа с терминами (историческими, обществоведческими).

Написание мини-сочинений. Это форма творческой деятельности, позволяющая раскрыть индивидуальность каждого ребенка. В работах данного направления должна присутствовать выдержанная логическая линия; собственный взгляд должен быть подкреплен весомыми аргументами и фактами; должны содержаться необходимые обобщения и выводы. Например, учащиеся 6-го класса с удовольствием пробуют выступать в роли крестьянина, когда от первого лица пишут рассказ «Один день в жизни крестьянина».

Школьная неделя

Компетентностно-ориентированные задания ежегодно используются мною во время проведения Недели истории и обществознания. Каждый ее день имеет свое название. Например, понедельник — «День исторического костюма». В этот день учащиеся присутствуют на уроках в костюмах каких-либо исторических деятелей. Все полностью погружаются в историю. После уроков ребята защищают выбор своего персонажа.

Вторник — культурный день «Музыка рядом с нами». Во время перемен дети показывают свои умения игры на музыкальных инструментах, вся школа сбегается на звуки музыки и начинает подпевать знакомым песням.

Среда — «День исторического знатока». Мною проводятся викторины, учащиеся защищают свои проекты.

Четверг — «День развития культуры современного подростка». В этот день я стараюсь организовать экскурсии в музеи Балахны. Ученики получают новую информацию, знакомясь с экспонатами, относящимися, например, к Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Кстати, именно в нашем городе находится единственный музей, посвященный этим знаменитым историческим личностям.

А в завершение Недели истории и обществознания организуются подведение итогов и награждение отличившихся учащихся.

«История  — учительница жизни»

В результате своей педагогической деятельности я могу сделать вывод о том, что формирование функциональной грамотности через применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории и обществознания создает положительный опыт, развивает творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении. Также благодаря таким заданиям реализуется принцип сотрудничества, сочетаются коллективное и индивидуальное. У ребят появляется устойчивый интерес к предмету, они учатся общаться друг с другом, находить компромиссные решения, развиваются интеллектуально.

Это можно отследить исходя из результатов учащихся школы. Данные результаты демонстрируют положительную динамику:

— Успеваемость по истории и обществознанию во всех классах за 2022/2023 учебный год составила 100 %, качество знаний — 68 %.

— О высоких результатах в обучении свидетельствует наличие выпускников, набравших по результатам итоговой аттестации по обществознанию 2023 года в форме ЕГЭ высший балл 91 при 100 %-й успеваемости, что позволило им поступить в престижные вузы Нижнего Новгорода на бюджетной основе.

 

Школа № 3, март 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Май 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN