Воспитывая патриотов
Огромная роль в воспитании патриотизма и гражданственности у школьников принадлежит учителю русского языка и литературы, считает педагог Ризоватовской школы Починковского округа Вера ШМЕЛЕВА.
При проведении внеклассной работы по русскому языку и литературе я использую следующие формы воспитания чувства патриотизма у школьников через любовь к родному языку: экспериментальная деятельность, разработка и апробация авторских программ внеурочной деятельности, участие в конкурсах, экскурсии, недели русского языка и литературы.
Экспериментальная деятельность
С 2009 года я участвовала в экспериментальной деятельности на уровне муниципалитета по апробированию программы образовательного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона», 5-й класс (34 часа, автор В.Ф. Одегова). В настоящее время материалы этой программы используются мною во внеклассной работе. Они помогают пробудить в детях чувство любви к малой родине, к России.
Авторские программы внеурочной деятельности
Я разработала и апробировала на базе своей школы программы внеурочной деятельности по русскому языку и литературе: «Школьная риторика» — 5-й класс, «Вечные образы искусства» — 6-й класс, «Литературный кружок» — 7—8-й классы, «Лингвистический анализ текста» — 9-й класс, «Основы культуры речи и риторики» — 10—11-й классы, «Избранные вопросы литературы» — 11-й класс.
Цель организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе — заинтересовать и увлечь ребят чтением художественных произведений, добиться желания научиться выражать свои мысли четко и ясно, с соблюдением всех языковых правил; воспитывать чувство патриотизма, доказывая, что русский язык — великое чудо культуры, созданное нашим народом, его лучшими писателями и поэтами. Результат этой работы — призовые места учащихся школы в творческих конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней.
Экскурсии
Обращение к национальному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее, поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, чтобы расти патриотами Отечества. Знание прошлого собственного народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Именно поэтому для учащихся школы я организую экскурсионные поездки.
Надолго запомнится детям поездка в храм с. Никитино. Перед нами взметнулся высоко в небо красавец храм византийской архитектуры. Его мощь была настолько велика, что первое впечатление затмило те разрушения, которые мы увидели позже внутри. Огромные своды, купола, уходящие в поднебесье, большая территория снаружи и еще больше внутри, история создания, разрушения и восстановления этого удивительного произведения искусства конца XIX века (1892 год — примерный год основания храма) не оставили детей равнодушными.
Я знакомлю ребят с достопримечательностями, культурой, традициями родного края, страны в процессе экскурсий и по литературным местам. Мы часто бываем в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Болдино». Учащиеся школы с удовольствием посетили музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы», музей А.П. Гайдара в Арзамасе, проехали по местам боевой славы в Белоруссии (эта экскурсия — наша награда за победы в районных конкурсах).
Недели русского языка и литературы
Большая работа по патриотическому воспитанию осуществляется в рамках Недели русского языка и литературы: организуются литературные вечера, конкурсы сочинений, экскурсии в восстановленный храм Сергия Радонежского, изучение исторического прошлого родного села (в школе хранится картина «Ходоки у Ленина», написанная местным художником в прошлом веке); ежегодно 9 мая силами учащихся школы проводится литературно-музыкальная композиция у обелиска участникам Великой Отечественной войны.
ПОДЕЛИТЬСЯ: