Уроки в Ботаническом саду
Путешествуя по другим континентам и частям света (Африке, тропической Азии), европейцы невольно поражались обилию диковинных растений, не известных на их родине. Многим путешественникам захотелось иметь привлекательные «заморские» травы, деревья и кустарники вблизи собственного дома. Они собирали или покупали их семена, клубни, луковицы и т. п., привозили в Европу и выращивали экзотические растения в своих усадьбах. Множество таких растений имеется в Ботаническом саду ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Поэтому у Ольги ЛЕГОШИНОЙ, классного руководителя 8 б класса школы № 135 Приокского района Нижнего Новгорода, учителя химии и биологии, возникла идея создать для учащихся, влюбленных в биологию, особенный учебный курс.
«Я садовником родился...»
Программа курса «Уроки в Ботаническом саду» разработана с учетом требований нового образовательного стандарта, в ней учтены современные подходы к образованию школьников. Основная идея уроков: мотивировать учащихся к активному познанию природы, занятиям проектной и исследовательской деятельностью при изучении жизни и многообразия растений; существенно расширить кругозор, развить и конкретизировать базовые знания, получаемые в основной школе в рамках курса биологии, и — шире — интегрировать знания в области не только биологии, но и математики, физики, химии, географии.
Предварительно мною бы-ли изучены основы проектирования; виды экскурсий и принципы их организации; выбраны наиболее интересные тематические экскурсии для изучения тропических и субтропических растений.
Программа курса состоит из восьми практических занятий продолжительностью до двух часов. Каждое занятие предполагает практическую или исследовательскую деятельность школьников на базе НИИ Ботанический сад ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Учащиеся посещают занятия «Школы садовников». Ребята с куратором обустраивают и проводят реконструкцию экскурсионных дорожек, экспозиций.
Курс включает три модуля:
— Модуль «Разнообразие растительного мира». Идея — ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете.
— Модуль «Сезонные явления в жизни растений». Идея — цикличность развития и природные ритмы в природе.
— Модуль «Растения и среда обитания». Идея — приспособленность растений к условиям среды обитания и реакция на изменения среды.
В царстве богини Флоры
«Уроки в Ботаническом саду» — это новая форма изучения окружающей природы. Данный курс способствует формированию системы знаний о природных явлениях и биосфере, ценности растений как важнейших ее ресурсах, их взаимосвязи со средой обитания, а также развитию навыков рефлексивной деятельности, коммуникативных компетенций.
Изучение курса направлено на достижение следующих общих результатов:
— становление у учащихся ценностного отношения к растениям;
— сформированность познавательных интересов и мотивации к изучению биологии и экологии и общению с природой;
— овладение интеллектуальными умениями: анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы;
— овладение учебными умениями: проводить наблюдения, представлять и анализировать результаты, заполнять таблицы, строить графики и делать рисунки и на этой основе формулировать выводы;
— овладение исследовательскими умениями:
формулировать проблему исследования, определять его цели, гипотезу, этапы и задачи, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания;
фиксировать и анализировать факты или явления, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы;
проводить презентацию полученных знаний и опыта;
— овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Волшебство живой природы
В ценностно-ориентационной сфере:
— осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
— понимание личностной и социальной значимости науки биологии и биологического образования;
— знание норм и правил поведения в ботаническом саду и на природе;
— развитие чувства ответственности за сохранение природы.
В сфере трудовой деятельности:
— знакомство с профессией ученого (ботаника, эколога);
— соблюдение правил работы и техники безопасности во время занятий в лаборатории Ботанического сада, на его территории и в оранжереях;
— соблюдение правил безопасности взаимодействия с биологическими объектами.
В эстетической сфере: развитие эмоционального и эстетического восприятия ботанического сада как объекта ландшафтной архитектуры и живой природы.
После занятий в Ботаническом саду мною была отслежена положительная динамика роста заинтересованности подростков в изучении предмета «Биология» (раздел «Ботаника»). Учащиеся участвовали в городском социально-экологическом проекте «Наш дом — Нижний Новгород» (диплом 2-й степени), городской конференции школьников «Экология и здоровье» (диплом 3-й степени).
ПОДЕЛИТЬСЯ: