Юные рукодельницы
Игра для ребенка — естественный вид деятельности. Во время игры дети действуют свободно, проявляют фантазию, не боятся делать ошибки. Использование метода игры в работе с воспитанниками любого возраста помогает педагогу раскрыть их творческие, индивидуальные особенности, особенно на уроках рукоделия. Направленность программы «Рукодельница», по которой работает Валентина МАТРОСОВА, методист Центра детского творчества Сормовского района Нижнего Новгорода, — художественная, направление — декоративно-прикладное.
Особый мир творчества
Творческое самоопределение и индивидуальное самовыражение ребенка в общезначимом пространстве культуры определяются через развивающие функции традиционного декоративно-прикладного искусства. На занятиях по рукоделию школьник преобразует обыденную действительность в «необыденную» (художественно-эстетическую) и лучше воспринимает реальный порядок вещей. Единство эстетического и трудового воспитания позволяет преодолеть противоположность между «созерцанием» и «преобразованием», соединить «творчество» и «повседневный труд».
На наших занятиях учащиеся приобретают полезные навыки рукоделия: шитья, вязания, вышивки, необходимые в их дальнейшей жизни. Через приобщение к рукоделию оказывается влияние на формирование художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа рассчитана на обучение детей младшего и среднего школьного возраста. Ребята в этом возрасте эмоциональны, восприимчивы к новым знаниям, у них развивается мелкая моторика рук, появляется потребность в созидательной, творческой деятельности. В работе с младшими школьниками чаще всего нами используются игровые приемы. Это могут быть беседа с игровыми элементами, сказка, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, игра-имитация, викторина, соревнование, конкурс, состязание.
Значимой характеристикой творчества является креативность как способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс. На занятиях по рукоделию ребятам нравятся настольные игры, созданные педагогом.
Игра «Будущие игрушки»
После игры учащиеся самостоятельно конструируют будущие работы из предложенных материалов.
Цель: изобразить животных нетрадиционными средствами — материалами для рукоделия.
Игровая деятельность. Выложить образ будущей игрушки (животного) нитями, лоскутками ткани, меха, отрезками тесьмы и кружева, не используя средства изображения — карандаши, краски, фломастеры и мел. Деятельность направлена на представление выразительности образа, изучение материалов для рукоделия, создание образа и формы.
Игра «Геометрические фигуры»
После игры учащиеся ярче представляют объемные формы для деталей будущей игрушки.
Цель: закрепить названия основных геометрических фигур и умение создавать образы предметов из предлагаемых плоских фигур любого цвета.
Игровая деятельность. Из предложенных фигур составить образ будущей игрушки — кота, медведя.
Домино «Виды рукоделия»
После игры учащиеся четко представляют многообразие видов рукоделия.
Цель игры: сформировать представления об основных видах рукоделия и способах их применения.
Игровая деятельность. Из предложенных карточек составить змейку по правилам игры домино.
Тест «Ромашка»
После игры учащиеся систематизируют полученные знания.
Цель игры: закрепить основные понятия по темам.
Игровая деятельность. Вопросы напечатаны и размещены в форме лепестков ромашки, в центре ромашки — тема. Выбирая самостоятельно лепестки, дети описывают процессы шитья, вышивки, вязания, перечисляют материалы и инструменты, используемые на занятиях, повторяют правила работы.
Игра-пазлы «Вышиваем букет»
После игры учащиеся самостоятельно составляют эскизы будущих вышивок лентами.
Цель игры: развить умение составлять картинки в виде букетов цветов, разрезанных непривычным способом, для работы над будущей вышивкой лентами.
Игровая деятельность. Детям предлагается собрать картинки по образцу. Картинка разрезана на составные части необычным способом: по размеру они маленькие и большие, с неровными краями; их необходимо подобрать не только по цвету, но и по форме.
Используя на занятиях рукоделием метод игры, педагог сможет сформировать у детей творческие способности, образное мышление, креативность. Применение современных материалов позволит воспитанникам улучшить качество работ, показать оригинальность своего замысла и найти собственные средства выразительности в оформлении. А активно общаясь с педагогом и товарищами, ученики разовьют коммуникативные навыки.
ПОДЕЛИТЬСЯ: