Проект «Родительский вклад»: от сотрудничества с семьей к успеху каждого ребенка
Проект «Родительский вклад»: от сотрудничества с семьей к успеху каждого ребенка
В настоящее время школьники активно вовлечены в краеведческую проектную деятельность. Помощь родителей становится здесь не только полезной, но и актуальной. Совместная работа ребенка, школы и семьи помогает успешной социализации и укреплению семейных ценностей, отмечает Екатерина АЛЕКСАНДРОВА, учитель истории, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы № 16 Павлова.
Растить патриота
Краеведение является важным условием патриотического воспитания подрастающего поколения. Любовь к родному краю, знание истории малой Родины и истории своей семьи стали приоритетными направлениями как в урочной, так и во внеурочной деятельности. С этой целью для учащихся организуются тематические экскурсии, работа творческих объединений, в рамках которых ребята создают и реализуют творческие, исследовательские и социальные проекты по краеведению. Ежегодно наши обучающиеся становятся победителями и призерами всероссийских и региональных конкурсов по региональной истории, представляя свои проекты.
С целью эффективного взаимодействия семьи и школы нами был разработан проект «Родительский вклад», который позволяет активно вовлекать родителей в исследовательскую и проектную деятельность школьников по краеведению. Проект помогает не только учащимся, но и их родителям. Вместе с детьми они продолжают изучать историю края, родного города и своей семьи, развиваться и непрерывно учиться.
Проект включает в себя несколько направлений, которые подразумевают участие семьи в краеведческой деятельности.
Экскурсии, поездки, походы...
— Организация и проведение тематических выездных экскурсий. В период каникул свободное время детям можно и нужно провести с пользой, поэтому в школе организуются выездные экскурсии. Вместе с классным руководителем, учителем истории или советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и родителями обсуждается наиболее полезная экскурсия, соответствующая возрасту учащихся. На экскурсию приглашаются и родители, которые становятся участниками совместного дела.
Экскурсии и поездки должны быть логически связаны между собой. Например, в осенние каникулы ученики 9-го класса побывали на экскурсии в Большом Болдине, познакомились с биографией А.С. Пушкина, местами, где он творил, где черпал вдохновение. А в зимние каникулы вместе с родителями ребята отправились в Нижегородский театр комедии, где посмотрели спектакль «Пушкин. Триптих». Они не только насладились игрой актеров, но и вспомнили прочитанные «Повести Белкина». Логическим завершением этого стал классный час в формате «урока для души», в рамках которого учащиеся вместе с родителями обсуждали связь экскурсии в Большое Болдино с просмотренным спектаклем, делились впечатлениями, читали интересные отрывки из произведений А.С. Пушкина.
— Организация совместных походов тоже становится любимым времяпрепровождением родителей и детей. Например, в конце учебного года родители и классный руководитель организовали тематический квест «По тропинкам народных сказок». Был разработан сценарий, в рамках которого ребята путешествовали с одной группой родителей, встречали сказочных героев и выполняли различные задания: поиграть в лапту, разгадать загадки, спеть русские народные песни, поводить хоровод. В ролях сказочных героев выступили сами родители, которые, по их словам, с удовольствием вспомнили свои детские годы.
Краеведческие проекты
— Участие родителей в ПИПЛ (проектно-исследовательской педагогической лаборатории). Создание творческих и исследовательских проектов по краеведению — нелегкая задача для ученика. В написании теоретической части, работе с историческими источниками главным помощником учащихся является учитель. Именно он готовит ребенка к реализации и защите проекта. Зачастую большой объем деятельности может испугать ученика, побудить отказаться от продолжения исследования. В таком случае мы также можем привлечь к участию в проекте родителей.
Для них проводятся мастер-классы, которые направлены на формирование у ребенка мотивации к проектной деятельности. Например, вместе с родителями был проведен мастер-класс «Как создать авторский проект?». В начале занятия дети и родители читали текст о павловском краеведческом музее, знакомились или вспоминали историю его создания. Виртуальная экскурсия позволила по-новому взглянуть на уникальную архитектуру музея.
Изучение старинных фото музея и хозяина особняка купца Гомулина натолкнуло учеников и их родителей на поиск интересных ракурсов, с которых сделаны снимки XIX века; они пробовали сделать такие же фото с семьей. А на одной из фотографий ребята и родители нашли старинные названия улиц, что стало поводом к изучению их происхождения. О музейных экспонатах каждая семья читала вслух стихотворения павловских поэтов. А в конце мероприятия были представлены лучшие видеоэкскурсии учащихся школы в качестве примера.
По итогам мероприятия многие семьи захотели посетить краеведческий музей, по-новому взглянуть на знакомые вещи, прогуляться по улочкам города и сравнить их с изображенными на старинных фотографиях. Многие родители помогли ребятам выбрать тему для краеведческого проекта, стали его соавторами.
Ежегодно для учащихся проводится конкурс «Моя семья в истории страны». Именно он позволяет в еще большей степени привлечь родителей к совместной проектной деятельности. Например, вспомнить предков и создать генеалогическое древо, найти интересную фотографию из семейного альбома и узнать ее историю. Многие семьи благодаря проекту начинают знакомиться с участием предков в Великой Отечественной войне: находят фронтовые письма, изучают боевой путь участников войны, восстанавливают историю семьи.
ПОДЕЛИТЬСЯ: